Государственная служба в налоговых органах и учреждениях прокуратурыМатериалы / Государственная служба в налоговых органах и учреждениях прокуратуры
В рамках реализации административной реформы 9 марта 2004 г. Президентом РФ был принят Указ №314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", согласно которому существенно изменились формы федеральной исполнительной власти и механизмы взаимодействия между ними.
Основными органами исполнительной власти на федеральном уровне стали министерства, которым подчинены службы и агентства. В каждом министерстве службы осуществляют функции по контролю и надзору, а агентства - по оказанию государственных услуг в данной сфере деятельности.В соответствии с Указом №314, произошли изменения в подчиненности и названии налоговых органов, Министерство РФ по налогам и сборам (МНС России) преобразовано в Федеральную налоговую службу (ФНС России) с передачей функций по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности, по ведению разъяснительной работы по законодательству РФ о налогах и сборах Министерству финансов РФ. Согласно Указу №649, Федеральная налоговая служба является подведомственной Министерству финансов РФ.
Изменение подведомственности налоговых органов привело к тому, что они потеряли часть своих полномочий. Так, у Федеральной налоговой службы больше не будет права издавать методические указания, инструкции и т.п. Право на издание подобных документов перешло теперь к Министерству финансов РФ. Это не означает, что налоговое ведомство вообще не сможет издавать документы, обязательные для исполнения налогоплательщиками. Просто теперь в Положении о ФНС России содержится четкий перечень таких документов, носящих чисто технический характер (формы требований об уплате налога, форма заявления о постановке на учет в налоговом органе и т.п.). Кроме того, ФНС России вправе разрабатывать формы расчетов по налогам и налоговых деклараций, а также порядок их заполнения. Однако утверждение данных форм - полномочие Минфина РФ.
Также в Указ №314 были внесены частичные изменения, касающиеся конкретно Федеральной налоговой службы, а именно Указом Президента РФ [4] установлено, что назначение на должность и освобождение от должности руководителей территориальных органов Федеральной налоговой службы, за исключением руководителей территориальных органов по субъектам РФ, осуществляет руководитель Федеральной налоговой службы (а не министр).
После вступления в силу соответствующего федерального закона, которым стал Федеральный закон от 29 июня 2004 г. №58-ФЗ[5] была введена новая формулировка понятия "налоговые органы" - это федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.
14 октября 2004 г. вступило в силу Положение о Федеральной налоговой службе, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. №506 (далее - Положение о ФНС)[7]. В тот же день в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) появилась запись о новой организации: Федеральная налоговая служба получила свой регистрационный номер - 1047707700006 - и свидетельство о государственной регистрации. На этом официально завершился процесс реорганизации налогового ведомства.
Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы признаны правопреемниками Министерства по налогам и сборам и Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСФО России) по всем правоотношениям, связанным с представлением интересов Российской Федерации в процедурах банкротства (п. 2 Постановления Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. №506).
В настоящее время Федеральная налоговая служба России представляет собой федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов в случаях, предусмотренных законодательством РФ, и иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.
К полномочиям ФНС России, согласно постановлению Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. №506, относятся:
1) осуществление контроля и надзора за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;
2) выдача в установленном порядке лицензии (разрешения) на производство, хранение, оборот и оптовую реализацию алкогольной продукции;
3) осуществление государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств;
4) регистрация в установленном порядке контрольно-кассовой техники;
5) учет всех налогоплательщиков;
6) бесплатное информирование налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним правовых актах;
7) осуществление возврата или зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, а также пеней и штрафов;
8) принятие в установленном законодательством РФ порядке решения об изменении сроков уплаты налогов, сборов и пеней;
9) утверждение форм налоговых уведомлений, требования об уплате налогов, свидетельства о постановке на учет и т.п.;
10) разработка форм и порядка заполнения расчетов по налогам, форм налоговых деклараций и иных документов и направление их для утверждения в Министерство финансов РФ;
11) представление в соответствии с законодательством РФ о несостоятельности (банкротстве) интересов Российской Федерации по обязательным платежам и (или) денежным обязательствам;
12) осуществление в установленном порядке проверок деятельности юридических лиц, физических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств в установленной сфере деятельности;
13) осуществление функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание ФНС России и реализацию возложенных на нее функций;
14) обеспечение в пределах своей компетенции защиты сведений, составляющих государственную тайну;
15) организация приема граждан, обеспечение своевременного и полного рассмотрения обращений граждан, принятие по ним решения и направление заявителям ответов в установленный срок;
16) организация профессиональной подготовки сотрудников, их переподготовки, повышения квалификации;
17) осуществление работы по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в ходе деятельности;
18) осуществление иных функций, предусмотренных федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента или Правительства РФ.
Согласно п. 4 Положения о ФНС, Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы. Под территориальным органом понимается такой орган, который реализует властную компетенцию в пределах одной или ряда административных территорий, входящих в состав единого государства[10]. Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы составляют единую централизованную систему налоговых органов РФ.
Статус, подчиненность, полномочия, организация деятельности территориальных органов Федеральной налоговой службы определены Приказом Министерства финансов РФ от 9 августа 2005 г. №101н[10].
Данным приказом установлены следующие виды территориальных органов Федеральной налоговой службы России:
1) Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам;
2) Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по централизованной обработке данных;
3) Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по федеральному округу;
4) Управление Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации;
5) инспекция Федеральной налоговой службы по району, району в городе, городу без районного деления и инспекция Федеральной налоговой службы межрайонного уровня.
В непосредственном подчинении Федеральной налоговой службы находятся первые четыре вида территориальных органов. Инспекции ФНС по району, району в городе, городу без районного деления и инспекции ФНС межрайонного уровня подчиняются Управлениям ФНС по субъекту РФ.
Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам призвана вести учет крупнейших налогоплательщиков, оперативно-бухгалтерский учет сумм налогов, подлежащих уплате ими и фактически поступивших в бюджет, полный налоговый контроль за крупнейшими налогоплательщиками, их налоговое администрирование (т.е. система управления налоговым процессом[11]), возврат и зачет налогов, предоставление отсрочки и т.д.
Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по централизованной обработке данных осуществляет автоматизированный контроль и надзор за соблюдением законодательства о налогах и сборах, ведение федеральных информационных ресурсов и информационное обслуживание ФНС России. Всю собираемую информацию она будет предоставлять по запросам органов государственной власти и местного самоуправления.
Межрегиональные инспекции Федеральной налоговой службы по федеральному округу будут проверять эффективность работы территориальных органов ФНС России и организаций, находящихся в ведении ФНС России, в соответствующем федеральном округе. При этом межрегиональные инспекции по федеральному округу призваны взаимодействовать с полномочными представителями Президента РФ и принимать участие в организуемых ими проверках.
Управления ФНС России по субъекту РФ будут контролировать соблюдение законодательства о налогах и сборах, полноту уплаты налогов, производство и оборот этилового спирта, алкогольной и табачной продукции, а также валютного законодательства. К их компетенции отнесена выдача лицензий на закупку, хранение и поставки алкогольной продукции. Кроме того, управления будут регистрировать юридических лиц и предпринимателей, контролировать правильность применения контрольно-кассовой техники, представлять государство в делах о банкротстве.
Инспекции ФНС России по району, району в городе, городу без районного деления, инспекции ФНС России межрайонного уровня напрямую подконтрольны управлениям ФНС России по субъектам РФ и осуществляют их функции на местах. Так, к их компетенции относятся контроль за соблюдением налогового законодательства и уплатой налогов.
- Особенности государственной службы в налоговых органах
- Государственная служба в органах и учреждениях прокуратуры
- Кадровая политика в органах и учреждениях прокуратуры
- Ограничения, связанные с приемом и нахождением лиц на службе в органах и учреждениях прокуратуры
- Испытание при приеме на службу в органы прокуратуры
- Полномочия по назначению на должность и освобождению от должности
- Аттестация прокурорских работников
- Присвоение классных чинов прокурорским работникам
- Порядок привлечения прокуроров и следователей к уголовной и административной ответственности
- Прекращение службы в органах и учреждениях прокуратуры
- Материальное и социальное обеспечение прокурорских работников
Смотрите также
Особое производство
С развитием международных отношений Украина всё больше
стремиться подвести национальное законодательство под соответствие международным
стандартам. Растёт уровень правосознания в Украине. Гр ...
Виды правовых норм
Право представляет собой сложную и
многообразную систему (упорядоченную совокупность) норм права. Право, прежде всего,
состоит из норм права — общих юридических правил поведения, распростран ...
Задачи и основные направления деятельности организационно-инспекторских аппаратов органов внутренних дел
Для того чтобы деятельность
штабов была высокоэффективной, она должна отвечать определенным требованиям, а
именно: организованности, целеустремленности, оперативности, предвидения и
предусм ...