Суды общей юрисдикцииМатериалы / Суды общей юрисдикции
В соответствии со ст. 118 Конституции РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом.
При этом создание чрезвычайных судов не допускается.Основным условием организации системы судов признается стабильность утверждаемой законом системы. Эта задача может быть решена установлением принципа создания и упразднения судов исключительно путем изменения Конституции РФ для высших судов и путем изменения федеральных законов для других федеральных судов. Новым и перспективным для дальнейшего развития судебной системы Российской Федерации, на наш взгляд, является законодательное утверждение допустимости создания федеральных специализированных судов общей юрисдикции для рассмотрения гражданских и уголовных дел.
Определяя общие контуры организации системы судов, Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" имеет своей задачей укрепление независимости судей, обеспечение стабильности организации и деятельности судебных органов страны. Гарантией устойчивости правового регулирования основных институтов судоустройства является утвержденная Конституцией РФ процедура принятия федеральных конституционных законов, требующая согласия квалифицированного большинства обеих палат Федерального Собрания (ч. 2 ст. 108 Конституции РФ).
Закон о судебной системе служит дальнейшему утверждению концепции судебной власти, закрепленной в Конституции РФ. Признание этой концепции и ее полная реализация являются непременным условием формирования в России демократического правового государства.
Закон о судебной системе РФ содержит ряд новых для законодательства о судоустройстве положений, предусматривает установление некоторых организационных механизмов, ликвидирующих пробелы ранее действовавшего законодательства, новых институтов, существенно изменяющих структуру судебной системы. К их числу относятся:
- установление порядка назначения председателей судов общей юрисдикции и их заместителей;
- включение в судебную систему четвертого звена в виде мировой юстиции;
- законодательное закрепление возможности учреждения специализированных судов;
- создание исполнительного аппарата для обеспечения функционирования судебной власти - Судебного департамента при Верховном Суде РФ и его местных органов и др.
Наиболее существенным из этих нововведений представляется включение в судебную систему Российской Федерации мировых судей. Так, данные о количестве рассмотренных районными судами в 1998-2001гг. дел об административных правонарушениях свидетельствуют о возрастании их числа более чем на 40%. В 1999 г. судьями районных судов единолично рассмотрено более 240 тыс. уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях. С принятием нового Уголовно - процессуального и, в будущем, нового Гражданского процессуального кодексов на рассмотрение мировых судей может быть передано до 20% уголовных и до 40% гражданских дел[1]. Учреждение института мировых судей будет способствовать дифференциации процессуальной формы в зависимости от характера и сложности рассматриваемых дел, повышению оперативности судопроизводства.
Реализация установлений Закона о судебной системе РФ потребует его подкрепления изданием ряда дополнительных нормативных актов, к числу которых относятся федеральные конституционные законы о судах общей юрисдикции Российской Федерации, о военных судах в Российской Федерации; об органах судейского сообщества, Гражданский процессуальный кодекс.
Таким образом, тема судебной системы и судов общей юрисдикции в современной России очень актуальна, поскольку суд среди других органов государственной власти занимает особое место. Только суд своим решением может положить конец спору истца и ответчика, только суд может признать человека виновным в совершении преступления. Суд реализует права граждан на обжалование действий должностных лиц, рассматривает материалы о некоторых видах административный правонарушений. Никакой другой орган власти не правомочен выполнять эти задачи.
- Верховный суд
- Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа
- Районный суд
- Военные суды
- Заключение
Смотрите также
Единый реестр судебных решений. Ограничения режима общего доступа
Сегодня 31 марта 2012 г. при заходе в Единый реестр судебных решений, вдруг обнаружил. что уже действует новая бете-версия реестра. Скорость открытия документов реестра просто убивает. Но при этом, е ...
Реабилитация, возмещение вреда, причиненного незаконными действиями органа, ведущего уголовный процесс
Институт возмещения вреда, причиненного
незаконными действиями органов, ведущих уголовный процесс, был заимствован гражданским
законодательством Республики Казахстан из норм ранее действовав ...
Признаки и функциональные особенности бандитизма
Бандитизм в его различных формах -
это чрезвычайно опасное преступление, известное в России с древнейших времен.
Состав бандитизма предусматривался и первым после 1917 г. УК РСФСР 1922 г. (с ...