Суды общей юрисдикцииМатериалы / Суды общей юрисдикции
В соответствии со ст. 118 Конституции РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом.
При этом создание чрезвычайных судов не допускается.Основным условием организации системы судов признается стабильность утверждаемой законом системы. Эта задача может быть решена установлением принципа создания и упразднения судов исключительно путем изменения Конституции РФ для высших судов и путем изменения федеральных законов для других федеральных судов. Новым и перспективным для дальнейшего развития судебной системы Российской Федерации, на наш взгляд, является законодательное утверждение допустимости создания федеральных специализированных судов общей юрисдикции для рассмотрения гражданских и уголовных дел.
Определяя общие контуры организации системы судов, Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" имеет своей задачей укрепление независимости судей, обеспечение стабильности организации и деятельности судебных органов страны. Гарантией устойчивости правового регулирования основных институтов судоустройства является утвержденная Конституцией РФ процедура принятия федеральных конституционных законов, требующая согласия квалифицированного большинства обеих палат Федерального Собрания (ч. 2 ст. 108 Конституции РФ).
Закон о судебной системе служит дальнейшему утверждению концепции судебной власти, закрепленной в Конституции РФ. Признание этой концепции и ее полная реализация являются непременным условием формирования в России демократического правового государства.
Закон о судебной системе РФ содержит ряд новых для законодательства о судоустройстве положений, предусматривает установление некоторых организационных механизмов, ликвидирующих пробелы ранее действовавшего законодательства, новых институтов, существенно изменяющих структуру судебной системы. К их числу относятся:
- установление порядка назначения председателей судов общей юрисдикции и их заместителей;
- включение в судебную систему четвертого звена в виде мировой юстиции;
- законодательное закрепление возможности учреждения специализированных судов;
- создание исполнительного аппарата для обеспечения функционирования судебной власти - Судебного департамента при Верховном Суде РФ и его местных органов и др.
Наиболее существенным из этих нововведений представляется включение в судебную систему Российской Федерации мировых судей. Так, данные о количестве рассмотренных районными судами в 1998-2001гг. дел об административных правонарушениях свидетельствуют о возрастании их числа более чем на 40%. В 1999 г. судьями районных судов единолично рассмотрено более 240 тыс. уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях. С принятием нового Уголовно - процессуального и, в будущем, нового Гражданского процессуального кодексов на рассмотрение мировых судей может быть передано до 20% уголовных и до 40% гражданских дел[1]. Учреждение института мировых судей будет способствовать дифференциации процессуальной формы в зависимости от характера и сложности рассматриваемых дел, повышению оперативности судопроизводства.
Реализация установлений Закона о судебной системе РФ потребует его подкрепления изданием ряда дополнительных нормативных актов, к числу которых относятся федеральные конституционные законы о судах общей юрисдикции Российской Федерации, о военных судах в Российской Федерации; об органах судейского сообщества, Гражданский процессуальный кодекс.
Таким образом, тема судебной системы и судов общей юрисдикции в современной России очень актуальна, поскольку суд среди других органов государственной власти занимает особое место. Только суд своим решением может положить конец спору истца и ответчика, только суд может признать человека виновным в совершении преступления. Суд реализует права граждан на обжалование действий должностных лиц, рассматривает материалы о некоторых видах административный правонарушений. Никакой другой орган власти не правомочен выполнять эти задачи.
- Верховный суд
- Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа
- Районный суд
- Военные суды
- Заключение
Смотрите также
Трудовой договор: понятие, содержание и форма
Труд, как целесообразная, осознанная деятельность
человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и
духовных ценностей, необходимых для удовлетворения различных ...
Чемпионат Европы по футболу 2012 … и правосудие
Как известно, с 8 июня по 1 июля 2012 года в Украине будет проходить Чемпионат Европы по футболу 2012 года. Правительство и городские власти, в надежде произвести впечатление на мировое сообщество ...
Проблемы правового регулирования суррогатного материнства
Мы всем хорошо знаем
как велико значение семьи в жизни каждого человека, общества и государства.
Именно семья для каждого человека неисчерпаемый источник любви, преданности и
поддержки. ...