Нечестная предпринимательская практика
Материалы / Нечестная предпринимательская практика

Свободному выбору и волеизъявлению потребителя может препятствовать торговая практика, называемая «нечестной».

В процессе ознакомления с продукцией покупатель может столкнуться с нечестной торговой практикой, которая:

а) вводит покупателя в заблуждение;

б) является агрессивной.

Введение покупателя в заблуждение является предпринимательской практикой, которая вынуждает или может вынудить потребителя дать согласие на осуществление сделки, на которую в другом случае он бы не согласился (п. 2 ст. 19 Закона Украины от 12.05.1991 г. N 1023-XII «О защите прав потребителей» в редакции от 1.12.2005 г. N 3161-IV (далее — Закон N 3161).

Введение в заблуждение может касаться:

1) основных характеристик продукции, таких, как: ее наличие, преимущества, опасность, состав, методы использования, гарантийное обслуживание, метод и дата изготовления или предоставления, поставка, количество, спецификация, географическое или другое происхождение, ожидаемые результаты потребления или результаты и основные характеристики тестов или проверок товара;

2) каких-либо предостережений относительно прямой или опосредствованной поддержки производителем продавца или продукции;

3) цены или способа расчета цены или наличия скидок либо других ценовых преимуществ;

4) потребности в услугах, замене составляющих или ремонте;

5) характера, атрибутов и прав продавца или его агента, в частности, информации о его лице и активах, квалификации, статусе, наличии лицензии, афилированности и прав интеллектуальной или промышленной собственности, его отличий и награды;

6) прав потребителя или опасности, которая ему угрожает.

Не предоставление потребителю необходимой информации или предоставление нечеткой, непонятной информации тоже является предпринимательской практикой, вводящей в заблуждение (абзац 8 п. 2 ст. 19 Закона N 3161).

Нарушение прав потребителя состоит также в осуществлении так называемой агрессивной предпринимательской практики, которой, согласно п. 4 ст. 19 Закона N 3161, считаются действия, которые фактически содержат элементы принуждения, надоедания или неподобающего влияния и существенно влияют или могут повлиять на свободу выбора или поведение потребителя относительно приобретения продукции.

При установлении, содержит ли предпринимательская практика элементы принуждения, надоедания или неподобающего влияния, учитываются:

1) время, характер и повторяемость предложений относительно приобретения продукции;

2) употребление оскорбительных или угрожающих высказываний;

3) использование тяжелого для потребителя обстоятельства, о котором продавцу или исполнителю было известно, для влияния на решение потребителя;

4) установление обременительных или непропорциональных внедоговорных препятствий для осуществления потребителем своих прав по договору, включая положение о праве потребителя расторгнуть договор или заменить продукцию либо заключить договор с другим субъектом хозяйствования;

5) угроза осуществить незаконные или неправомерные действия.

Если покупатель сталкивается с нечестной предпринимательской практикой, то необходимо «сигнализировать» в соответствующие органы.

В данном случае под «сигнализированием» следует понимать написание и подачу заявления.

«Соответствующими органами», в компетенцию которых входит обязанность проверить поступившее заявление о нарушении прав лица как потребителя, могут быть:

• органы МВД;

• прокуратура;

• общество по защите прав потребителей.

Если же покупатель, совершивший сделку, сумел осознать, что стал жертвой нечестной торговой деятельности, то он может, в соответствии с п. 6 ст. 19 Закона N 3161, добиться признания такой сделки недействительной.

Последствием признания сделки недействительной является двусторонняя реституция.

Поясним один из любимых юристами терминов. Двусторонняя реституция — это возвращение сторон в первоначальное состояние. Например, сделка между О. и ЧП «Бублик», по которой О. передал денежную сумму ЧП «Бублик», а последнее предоставило О. медицинский прибор — признана недействительной в судебном порядке на основании введения в заблуждение (ст. 230 Гражданского кодекса (ГК) Украины).

Последствием такого судебного решения будет двухсторонняя реституция, то есть ЧП «Бублик» обязано вернуть О. денежные средства, а О., в свою очередь,— передать ЧП «Бублик» медицинский прибор. Таким образом, стороны будут возвращены в первоначальное положение.

Согласно п. 5 ст. 698 ГК Украины, покупатель имеет право на возмещение убытков, причиненных ему продавцом вследствие использования им преимуществ своего положения в производственной или торговой деятельности.

    Смотрите также

    Владение в римском праве
    Институт владения в римском праве последние двести лет находится под пристальным вниманием исследователей, став в XIX в. фактологической основой для нескольких правовых концепций общего хара ...

    Структура, функции и задачи муниципального образования г. Владикавказ
    В период с 18.05.2009 г. по 22.05.2009 г. я проходила практику в префектуре Затеречного муниципального района. Затеречный муниципальный округ был создан после реформы структуры городского ...

    Реабилитация, возмещение вреда, причиненного незаконными действиями органа, ведущего уголовный процесс
    Институт возмещения вреда, причиненного незаконными действиями органов, ведущих уголовный процесс, был заимствован гражданским законодательством Республики Казахстан из норм ранее действовав ...