Общий надзор за исполнением законов
Страница 12

Тактика и методика прокурорского надзора за соблюдением закона о розыске обвиняемого, когда он скрылся от следствия либо суда или когда по иным причинам не установлено его местопребывание (ч.1 ст.195 УПК РФ), содержит в себе много общего с деятельностью прокурора по раскрытию преступления и установлению лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого (ч.

3 ст.195 УПК РФ), о чем шла речь ранее. Поэтому мы остановимся на тех особенностях в надзорной деятельности прокурора, которые характерны для этой категории уголовных дел.

Розыск скрывшихся обвиняемых в деятельности следователей и оперативно-розыскных органов занимает значительное место: достаточно сказать, что начиная с 1992 г. ежегодно скрываются от уголовного преследования свыше 50 тыс. обвиняемых. Причем из года в год возрастает число лиц, остающихся безнаказанными, поскольку разыскивается и привлекается к уголовной ответственности менее 20% из тех, на кого объявлен местный или общероссийский розыск. Большинство скрывшихся преступников - это лица, безусловно уличенные в совершении тяжких и особо опасных преступлений. Среди них есть и обвиняемые, ранее судимые и даже признанные особо опасными рецидивистами. Установить место нахождения скрывшихся преступников трудно прежде всего из-за того, что указанные лица без всяких препятствий меняют место жительства, приобретают фальшивые документы, а некоторые из них укрываются в странах ближнего и дальнего зарубежья, откуда их этапировать весьма сложно.

Решение о приостановлении предварительного следствия следователь принимает самостоятельно, санкции или согласия прокурора на принятие следователем этого решения тоже не требуется. Приостановление производства по уголовному делу не освобождает следователя от выполнения процессуальных действий по его розыску (ст.196 УПК РФ). Следователь вправе поручить производство розыска обвиняемого оперативно-розыскным органам, давая соответствующие поручения и указания и отразив их или в постановлении о приостановлении предварительного следствия, или в специально вынесенном по этому поводу постановлении. Прокурор санкционирует проведение по уголовному делу оперативно-розыскных действий для розыска лиц, скрывающихся от следствия и суда.

Постановление о приостановлении предварительного следствия может быть вынесено следователем по истечении установленного законом (ст.133 УПК РФ) срока на его производство. В отдельных случаях розыск обвиняемого может быть объявлен еще до окончания предварительного следствия, в связи с чем следователь вправе воспользоваться помощью оперативно-розыскных органов. До приостановления производства предварительного следствия следователь обязан выполнить все необходимые процессуальные действия. Генеральный прокурор Российской Федерации в Приказе N 31 от 29 июня 1994 г. требует от подчиненных прокуроров обращать особое внимание на то, что следователи и оперативно-розыскные органы не должны бездействовать при розыске преступников, необоснованно приостанавливать и прекращать уголовные дела.

В обязанности прокурора вменяется надзор за исполнением закона по каждому приостановленному производством уголовному делу. Объем этой деятельности, тактику и методику осуществляемого прокурорского надзора можно охарактеризовать следующим образом.

1. Прежде всего прокурору необходимо установить в пределах поднадзорного ему региона количество приостановленных уголовных дел, обвиняемые по которым скрылись от следствия или суда. Эти исходные данные прокурор использует для изучения деятельности следственного аппарата и оперативно-розыскных органов по раскрытию и расследованию преступлений.

Страницы: 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

    Смотрите также

    Понятие, предмет, метод, задачи и система уголовного права. Его соотношение с другими отраслями
    УП-совокупность юр норм, установленных высшими органами гос. власти, определяющих преступность и наказуемость деяния, основания уголов ответственности, виды наказаний и иных принудительных ...

    Сравнительный анализ советских конституций
    Конституция как необходимая правовая норма демократического государства берет своё начало от латинского constitution – устройство. Конституция - основа будущего законодательства страны. Она ...

    Личные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации
    Основной закон государства – Конституция, в первой своей главе «Основы конституционного строя» декларирует положение о том, что «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью госуда ...