Общий надзор за исполнением законов
Страница 5

В процессе осуществления надзора за исполнением законов при проведении оперативно-розыскных мероприятий и принимаемых при этом решений прокурор вправе знакомиться с оперативно-служебными документами и иными сведениями, полученными при подготовке и проведении этих мероприятий.

В случае нарушения органом (должностным лицом), осуществля­ющим оперативно-розыскную деятельность, прав и законных интересов граждан, юридических лиц прокурор обязан принять меры по устранению этих нарушений, восстановлению нарушенных прав, воз­мещению причиненного ущерба в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 21 Закона).

Полномочия прокурора по надзору за законностью деятельности органов, осуществляющих предварительное расследование: дознание и предварительное следствие, устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством. Характерным отличием этой отрасли прокурорского надзора является то, что здесь прокурор обладает властно-распорядитель­ными полномочиями: он не только выявляет нарушения закона, но и устраняет их своей властью. В процессе осуществления надзора прокурор дает органам дознания и следователю обязательные для них указания; ряд следственных действий может быть осуществлен лишь с согласия, утвер­ждения, санкции прокурора.

В качестве органов дознания уголовно-процессуальным законода­тельством (ст. 117 УПК) названы милиция , органы Федеральной службы безопасности, начальник исправительных учреждений, органы пограничной службы РФ, федеральные органы налоговой полиции, таможенные органы и некоторые другие административные органы государства (или руково­дители этих органов). Обязанности по обнаружению преступлений и лиц, их совершивших, в полной мере могут выполняться лишь пере­численными органами и их должностными лицами.

Уголовно-процессуальный кодекс установил два порядка дознания в зависимости от того, действуют ли органы дознания по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, или же по делам, по которым оно не обязательно (ст. 118 УПК).

По делам, по которым обязательно предварительное следствие, орган дознания возбуждает уголовное дело и, руководствуясь правилами уголовно-процессуального закона, производит неотложные следствен­ные действия по установлению и закреплению следов преступления: осмотр, обыск, выемку, освидетельствование и допрос подозреваемых, допрос потерпевших и свидетелей. Об обнаруженном преступлении и начатом дознании орган дознания немедленно уведомляет прокурора.

Дознание этого вида должно быть окончено не позднее десяти суток, а дело передано следователю. После передачи дела орган дознания может производить по нему следственные и розыскные действия только по поручению следователя. В случае передачи дела. по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания продол­жает принимать оперативно-розыскные меры для установления пре­ступника, уведомляя следователя о результатах.

Дознание по делам, по которым следствие не обязательно, производится по тем же правилам, что и предварительное следствие, но за небольшими исключениями.

Предварительное следствие осуществляется следователями проку­ратуры, органов внутренних дел, налоговой полиции и ФСБ по уголов­ным делам, отнесенным к их ведению (ст. 126 УПК). Однако прокурор вправе принять к своему производству или поручить подчиненному ему прокурору или следователю расследование любого преступления (ст. 31 Закона о прокуратуре РФ).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

    Смотрите также

    Законодательный процесс и законотворчество
    Законодательный процесс как конституционно-правовой институт Российского демократического федеративного правового государства обеспечивает главное, наиболее характерное направление деятельн ...

    Современная государственная кадровая политика субъектов РФ на примере Ростовской области
    Российская Федерация имеет федеративное устройство. Ее субъекты равноправны и имеют достаточно широкие полномочия. Конституцией Российской Федерации достаточно четко определены предметы вед ...

    Правовое регулирование иностранных инвестиций в России и в зарубежных странах
    Формирование единого рыночного и экономического пространств требует свободного перемещения всех факторов производства. Глобальная взаимосвязь международных экономических отношений в совреме ...