Прокурорский надзор на стадии возбуждения уголовного дела
Страница 1

На стадии возбуждения уголовного дела роль прокурора существенна, о чем свидетельствует спектр процессуальных, надзорных и организационно-распорядительных полномочий, которые предоставлены ему УПК.

Уголовно-процессуальное законодательство не предусматривает отказа в приеме сообщения о преступлении. Каждое заявление о преступлении должно быть принято должностными лицами правоохранительных органов, зарегистрировано и разрешено в установленном порядке, который регулируется ведомственными инструкциями правоохранительных органов, обязанных осуществлять эту деятельность.

Норма ч. 1 ст. 172 УПК обязывает орган уголовного преследования принять сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной УПК, проверить его и принять по нему решение о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела в срок, указанный в ст. 173 УПК.

Практика прокурорского надзора за законностью возбуждения уголовных дел выработала рекомендации, согласно которым такая проверка осуществляется на предмет: 1) соответствия повода к возбуждению уголовного дела требованиям закона; 2) наличия предусмотренного законом основания для возбуждения уголовного дела; 3) достаточности выявленных данных для принятия решения о возбуждении уголовного дела; 4) наличия обстоятельств, препятствующих возбуждению уголовного дела.

Проверка повода и основания для возбуждения уголовного дела состоит в осуществлении действий по истребованию справок и иных материалов, получению объяснений, организации проведения ревизий и документальных проверок. В целях закрепления следов преступления и установления лица, его совершившего, в ходе доследственной проверки допускается осуществление отдельных следственных действий, а именно осмотра места происшествия, освидетельствования, назначения экспертизы и некоторых других.

Практика прокурорского надзора свидетельствует, что требование о производстве всесторонних и полных доследственных проверок во многих случаях не исполняется. Проблема незаконных отказов в возбуждении уголовных дел, равно как и проблема незаконного возбуждения уголовных дел может быть решена только одним способом: в ходе доследственных проверок должны устанавливаться конкретные данные, указывающие на наличие преступного события, включая признаки всех элементов состава преступления. При этом следует иметь в виду, что фактическое неустановление субъекта совершенного деяния еще не означает, что он отсутствует в установленном событии преступления, так же как не исключает возможность установления субъективной стороны преступления, поскольку само событие и механизм преступления, как правило, дают первоначальную характеристику о субъективной стороне деяния.

Однако следует признать и то, что распространенность нарушений закона при возбуждении уголовных дел связана подчас с неэффективностью осуществляемого на данной стадии уголовного процесса прокурорского надзора. В работе органов прокуратуры имеют место случаи формального отношения к выполнению своих обязанностей по надзору за исполнением законов о приеме и регистрации сообщений о преступлениях.

Практика прокурорского надзора выработала и сформулировала ряд задач, стоящих перед прокурорами при осуществлении ими надзора за исполнением закона при приеме и регистрации сообщений о преступлениях, решение которых способствует достижению положительных результатов в борьбе с преступностью. К ним относятся:

1) проверка полноты и правильности регистрации и учета поступивших в органы внутренних дел заявлений и сообщений о преступлениях;

2) проверка соблюдения сроков регистрации заявлений и сообщений о преступлениях, а также рассмотрения их в порядке, предусмотренном ст. 172, 173 УПК;

3) проверка законности и обоснованности решения, принятого по материалам проверки, а также соблюдения порядка уведомления соответствующих лиц о принятом по их заявлению или сообщению решении;

4) выявление нарушений закона при приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях путем непосредственного ознакомления с заявлениями, материалами, по которым принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела;

5) сопоставление по одним и тем же фактам записей в документации органов внутренних дел;

6) получение из учреждений, организаций, предприятий информации о преступных проявлениях за определенный период и сопоставление ее с учетной документацией органов внутренних дел.

Деятельность прокурора в данном направлении надзора условно может быть выстроена из трех этапов соответственно трем этапам работы с сообщениями о преступлениях: 1) при приеме и регистрации, 2) при рассмотрении и 3) при принятии решения по существу.

Страницы: 1 2 3

    Смотрите также

    Юридический факт
    Учение о правоотношении, возникающем на основе юридических норм правовой связи, участники которой наделены взаимными правами и обязанностями, является одним из основных в теории государства ...

    Оплата труда в особых и отклоняющихся от нормальных условиях
    Тарифные ставки, оклады рассчитаны на нормальные условия и режим работы. При выполнении работ в условиях труда, отклоняющихся от нормальных, работодатели должны производить работникам соотве ...

    Народ в правовом государстве
    Россия есть демократическое правовое государство с республиканской формой правления– такое понятие содержит Конституция РФ. В последнее время очень много говорится о правовом государстве ...