Форма и субъекты договора о перевозкеМатериалы / Договор о перевозке / Форма и субъекты договора о перевозке
Договоры перевозки требуют письменной формы, установленной, как правило, транспортными уставами и кодексами.
Участники транспортных договоров – грузоотправитель, перевозчик и грузополучатель, причём грузоотправитель и грузополучатель могут совпадать в одном лице.
Каких-либо специальных требований закон к статусу грузоотправителя и грузополучателя не предъявляет – ими могут быть любые дееспособные лица. Перевозчик (пароходство, железная дорога и т.д.) – профессиональная организация, юридическое лицо, действующее на основании лицензии.Участники транспортных договоров (грузоотправители, перевозчики, грузополучатели) несут гражданско-правовую ответственность на общих основаниях. Этот основной принцип выражен в ст. 793 ГК РФ: в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную Гражданским кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон. Вина как условие имущественной ответственности в транспортных обязательствах в соответствии с правилами генерального деликта присутствует и в отношениях перевозки. В частности, необходимость наличия определённой степени вины перевозчика выражается в следующей норме: он несёт ответственность за несохранность груза (багажа), происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, если не докажет, что неисполнение обязательства произошло вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить, и устранение которых от него не зависело.
Соглашения транспортных организаций с пассажирами и грузовладельцами об ограничении или устранении установленной законом ответственности перевозчика недействительны, за исключением случаев, когда возможность таких соглашений при перевозках груза предусмотрена транспортными условиями и кодексами.
Перечисленные в ГК РФ нормы об ответственности перевозчика предусматривают ответственность только за наиболее существенные нарушения, носящие общеправовой характер:
за неподачу транспортных средств перевозчиком и неиспользование поданных транспортных средств отправителем (ст.794);
за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза или багажа (ст. 796). Составы иных правонарушений предусмотрены транспортными уставами и кодексами. Ответственность в таких случаях выражается в виде штрафа, носящего характер законной исключительной неустойки. Убытки грузоотправителя, в отличие от принципов общегражданской ответственности, также определяются транспортным законодательством.
Значимость транспортных соглашений, существо обязательств, из них вытекающих, и значительный публичный интерес и особый порядок рассмотрения споров по договорам перевозки. Так, до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление в установленном транспортным уставом или кодексом порядке ему претензии. Иск перевозчику может быть предъявлен грузоотправителем или грузополучателем в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения от перевозчика ответа в тридцатидневный срок, причём в данном случае установлен особый срок исковой давности – один год (ст. 797 ГК РФ).
Смотрите также
Понятие государственного управления. Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон "О правительстве Российской Федерации", Указы президента Российской Федерации о государственном
Для того, чтобы рассмотреть
первый вопрос, разберем его на составные части:
Существительное (что) – управление
Прилагательное (какое) –
государственное.
Итак, мы имеем:
а) Управл ...
Совершенствование налогообложения с строительстве на примере СМУ
Аудиторская деятельность
- явление достаточно новое для России, которое является, однако, необходимым
элементом рыночной экономики. Эта деятельность охватывает собственно аудит, то
ест ...
Понятие оценочной деятельности. Субъекты права собственности
Изначально важнейшим фактором
развития оценочной деятельности в РФ послужило государственное регулирование
самой оценочной деятельности, а сегодня и деятельности саморегулируемых
организаци ...