Признаки понятие правового государства. Сущность и принципы
Материалы / Народ в правовом государстве / Признаки понятие правового государства. Сущность и принципы
Страница 1

Концентрация внимания на природе и контурах правового государства связана с обозначением следующих исходных позиций:

1. Правовое государство – это государство (как и всякое), политическая организация власти, выполняющая государственную работу с использованием средств легализированного принуждения.

2. Правовое государство обладает особенностями природы, институциональными, назначения и др.

Во-первых, оно возвышается над гражданским (развитым) обществом и соответствует его самодостаточности- экономической, социально-политической, правовой. Неразвитость институтов, инфраструктур гражданского общества не может породить социальное, правовое государство. Это с одной стороны. С другой стороны гражданское общество создаёт реальные механизмы взаимодействия власти и населения страны, способность такого общества контролировать институты власти. Гражданское общество при этом становится фактором устойчивости и стабильности государства, которое всегда заинтересовано в мощной экономической основе, социальной опоре, идеологической поддержке, правовой оформленности, легитимности.

Во-вторых, правовое государство- это юридическое закрепление основных прав и свобод человека и гражданина. Их приоритет обусловливает наличие демократического режима осуществления власти, роль и значение государства как главного средства приведения общества к равновесию и благополучию. Гарантированное осуществление основных прав и свобод делает государственную организацию и общество восприимчивыми к реализации абсолютных общечеловеческих ценностей свободы, равенства, справедливости – главного фактора их прогрессивного развития.

В-третьих, правовое государство – это система разделения властей, баланс взаимных «сдержек» и «противовесов», отсутствие условий для возобладания единого центра власти и её монополизации, всегда приводящих к приоритету государственных начал и интересов под всеми другими интересами и ценностями (права человека, свобода, равенство и т.д.). Развитость системы разделения властей прямо обусловливает формирование разрешительного режима государственной деятельности (разрешено только…) и совокупность ограничений при реализации властных полномочий ветвей и структур власти, должностных лиц. Правовое государство исключает произвол чиновника, институтов публичной власти, коррупционность и т. п.

В-четвёртых, правовое государство – это наличие конституционного суда, способного поддерживать и гарантировать режим конституционализма, предотвращать всякие попытки выхода за пределы конституционного пространства.

В-пятых, правовое государство – это организация власти, основанная на режиме законности, адресованном, прежде всего, государственным органам, органам местного самоуправления, должностным лицам, общественным объединениям. Гражданам в п. 2 ст.

15 Конституции РФ также вменяется в обязанность соблюдать и исполнять закон. Но граждане и их объединения по смыслу Конституции РФ являются потребителями благ, создаваемых, режимом законности. Они являются субъектами правопорядка.

В-шестых, в правовом государстве власть обладает свойством суверенитета. Это важно для России в том смысле, что отсутствуют любые надгосударственные структуры и решения.

В-седьмых, правовое государство основывается на ценностях правовой культуры и юридическом мировоззрении населения.

Перед Россией стоит сложнейшая задача самоидентификации населения, формирования развитого правосознания, решение которой возможно в связи с преодолением деформаций: состояния юридического негативизма, правового нигилизма, а также правового романтизма.

Правовое государство - политическая организация власти (социальный институт), базирующаяся на развитых институтах гражданского общества, выполняющая функции управления в пределах юридических ограничений, приводящая общество к согласию, равновесию и благополучию.

Сущность правового государства раскрывается в его принципах.

Под принципами правового государства следует понимать обусловленные его природой обобщенные требования к организации функционированию публичной власти, являющиеся преобразованной формой отражения объективных закономерностей развития этой правовой организации в её гармоничном взаимодействии с носителями прав и свобод человека и гражданина.

Страницы: 1 2

    Смотрите также

    Уголовная ответственность за злоупотребление должностными полномочиями
    Анализ отечественных правовых памятников свидетельствует о том, что уголовное законодательство об ответственности за злоупотребление должностными полномочиями сформировалось далеко не сразу ...

    Квалификация преступлений с оценочными признаками
    Одним из обязательных условий проведения в жизнь современной российской уголовной политики является незыблемость ее основополагающих начал - принципов законности, равенства, справедливости, ...

    Военно-политический основы военной доктрины Российской Федерации
    Доктрина (лат. doctrine) - учение, научная или философская теория, политическая система, руководящий теоретический или политический принцип. Военная доктрина - система официальных взгляд ...