Методы социальной защитыМатериалы / Проблемы и основные методы социального обеспечения на примере муниципального образования / Методы социальной защитыСтраница 4
В виду того, что закупки услуг социального характера фактически осуществляются на региональном и местном уровне за счет бюджетов субъектов и муниципалитетов, федеральный закон о закупках не представляет интереса для данного анализа.
Государственные закупки для нужд муниципалитетов, на практике, подчиняются правилам, содержащимся в Указе №305 и Положении №305. Эти правила зачастую конкретизируются актами местного самоуправления. При этом наиболее распространенным взглядом является то, что последние не должны противоречить Указу №305. Законы субъектов по тематике государственных закупок, как правило, не вмешиваются в вопросы муниципальных заказов.
Правомочия субъекта федерации регулировать процедуру муниципальных закупок, в принципе, сомнительны, ввиду основ разделения полномочий между субъектом и муниципалитетом, как таковые отражены в Конституции РФ, в федеральном бюджетном законодательстве и об общих принципах организации и о финансовых основах местного самоуправления. К примеру, закон РФ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» содержит следующее положение:
«Размещение муниципального заказа на выполнение работ, финансируемых за счет средств местного бюджета, осуществляется на основе открытого конкурса, правила которого устанавливаются представительным органом местного самоуправления».
Таким образом, ФЗ о ФО установил три правила: во-первых, размещение заказа должно происходить на конкурсной основе, во вторых, к конкурсу должны допускаться все организации, и в третьих, именно само муниципальное образование правомочно конкретизировать данное положение в своих нормативных актах. К примеру, действия прокуратуры привели к устранению из законодательства Тюменской области о «социальном заказе» положений, претендующих на то, чтобы регулировать муниципальные закупки.
При этом можно интерпретировать данное положение и таким образом, что даже федеральное законодательство не должно вмешиваться в сферу муниципальных закупок. Однако, как сказано выше, на практике местные самоуправления следуют Указу №305. Так, к примеру, Распоряжение Министерства экономики Московской области «О методических указаниях по переходу на конкурсную систему закупок продукции для муниципальных нужд» от 27.06.01 №18-РМ, утвердившее Методические указания «По переходу на конкурсную систему закупок продукции для муниципальных нужд», основывается на Указе №305 и четко следует его положениям.
Государственные закупки для нужд субъектов федерации регулируются соответствующими законами таких субъектов федерации по данной тематике, в некоторых случаях – иными нормативными актами субъектов, к примеру, указом губернатора.
Неоднозначным является вопрос о том, применяется ли к закупкам субъектов в полной мере Указ №305. По иронии, из него самого вытекает, что он применяется «впредь до принятия федерального закона об организации торгов на закупку товаров, работ и услуг для государственных нужд». Такой закон, хоть и с несколько иным наименованием, уже принят, хоть и затрагивает исключительно федеральные закупки. С формальной точки зрения, Указ №305 утрачивает силу.
Однако Указ предусматривает, что он применяется к отношениям, неурегулированным ГК РФ и другими федеральными законами. Законы субъектов федерации не упоминаются.
С точки зрения положений Конституции РФ о разделении сфер ведения федерации и её субъектов, возникает следующая ситуация. С достаточной определенностью можно сказать, что регулирование государственных закупок субъектов не подпадает под исключительную сферу ведения федерации. Однако, ясности в отношении того, относится ли данная проблематика к совместному ведению федерации и субъектов нет. Положения Конституции явно не достаточны для того, чтобы прийти к однозначному выводу, а разграничение полномочий федерации и субъектов в соответствующем законе до сих пор являются предметом политических переговоров.
Смотрите также
Реабилитация, возмещение вреда, причиненного незаконными действиями органа, ведущего уголовный процесс
Институт возмещения вреда, причиненного
незаконными действиями органов, ведущих уголовный процесс, был заимствован гражданским
законодательством Республики Казахстан из норм ранее действовав ...
Правовое регулирование иностранных инвестиций в России и в зарубежных странах
Формирование единого рыночного
и экономического пространств требует свободного перемещения всех факторов
производства. Глобальная взаимосвязь международных экономических отношений в
совреме ...
Муниципальная политика в сфере общественной безопасности
Защита прав и свобод человека
и гражданина, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности
находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Современное
с ...