Отдельные виды права собственностиМатериалы / Земельное право / Отдельные виды права собственности
1.Государственная
Действующее законодательство устанавливает, что государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований (ч.
2 ст. 214 ГК РФ, ч. 1 ст. 16 ЗК РФ). Таким образом, установлена своего рода презумпция принадлежности земельных участков государству, если они не закреплены за указанными субъектами.Государственная собственность делится на два вида: собственность Российской Федерации в целом (федеральная) и собственность субъектов РФ (региональная).
Управление и распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности или собственности субъектов РФ, осуществляются соответственно Российской Федерацией и субъектами РФ. От имени этих субъектов правомочия собственника осуществляют государственные органы в соответствии с их компетенцией. Однако до разграничения государственной собственности на землю, находящейся в государственной и муниципальной собственности, распоряжение указанными землями осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
В соответствии с положениями Земельного кодекса РФ в федеральной собственности и собственности субъектов РФ находятся соответственно земельные участки:
• признанные федеральной собственностью или собственностью субъектов РФ федеральными законами;
• приобретенные Российской Федерацией и субъектами РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством;
• право собственности Российской Федерации и субъектов РФ на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю.
2. Муниципальная
В соответствии с ч. 2 ст. 212 и ч. 1 ст. 215 ГК РФ субъектами муниципальной собственности являются город, сельские поселения и другие муниципальные образования.
С 1 января 2009 г. вступит в силу ФЗ от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления", в соответствии с которым муниципальными образованиями признаются городские или сельские поселения, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения. Владение, пользование, распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности поселений, муниципальных районов и городских округов, относятся к вопросам местного значения соответствующего муниципального образования, решение которых осуществляется населением непосредственно и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. Правовой статус внутригородских территорий Москвы и Санкт-Петербурга как субъектов муниципальной собственности должен будет определяться законами Москвы и Санкт-Петербурга.
Норма п. 2 ст. 11 ЗК РФ, закрепляющая, что управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществляются органами местного самоуправления, ограничивает круг субъектов, правомочных осуществлять распоряжение муниципальными земельными участками, органами местного самоуправления и расходится с положениями ГК РФ (ст. 125, п. 2 ст. 215) и ФЗ от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления". При определении круга субъектов, выступающих от имени собственника муниципальных земель, необходимо руководствоваться ст. 130 Конституции РФ, которая определяет, что местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, осуществляется гражданами путем прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местного самоуправления.
Для обеспечения контроля за использованием и сохранностью муниципального имущества на территориях муниципальных образований ведется специальный Реестр муниципального имущества. В основном в муниципальной собственности находятся земли в пределах границ соответствующего муниципального образования, но не исключается и нахождение земельных участков за их чертой (ст. 19 ЗК РФ).
В соответствии с положениями земельного законодательства в муниципальной собственности могут находиться земельные участки:
• которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ;
• право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
• которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством.
3. Частная
Смотрите также
Сущность и основные принципы правового государства
Предметом исследования работы
является феномен правового государства. В курсовой работе рассмотрены его понятие, сущность, функции, основные принципы,
изложены способы и средства реализации ...
Бюджетный процесс и бюджетный федерализм
Согласно
Конституции РФ должны быть разграничены предметы ведения и полномочия между
органами государственной власти Российской Федерации и органами субъектов
Федерации, в том числе в облас ...
Структура, функции и задачи муниципального образования г. Владикавказ
В период с 18.05.2009 г. по 22.05.2009 г. я проходила практику в префектуре
Затеречного муниципального района.
Затеречный муниципальный округ был создан после реформы структуры
городского ...