Качественные методыМатериалы / Оценка эффективности деятельности государственных служащих / Качественные методы
Качественные методы – это методы, описывающие качества и характеристики объекта без их количественного выражения. Качественные методы отвечают на вопросы «Как?» и «Почему?». Они не столь часто применяются в исследованиях, но их использование может оказаться полезным для уточнения результатов.
Качественные методы не обеспечивают такого уровня надежности, как количественные. Этот недостаток можно исправить, пригласив нескольких экспертов со стороны, не связанных с деятельностью оцениваемого объекта.
Рассмотрим некоторые из методов:
1) Прямое наблюдение
При использовании этого метода, оценщик проводит наблюдение за деятельностью работников. Он может присутствовать на «летучках», прохаживаться по офису, беседовать с персоналом в формальной обстановке (в офисе, в кабинете начальника) или в неформальной (в кафе, столовой, во время перекура).
После окончания работы оценщик составляет подробный отчет, где указывает все обнаруженные им недостатки, проблемы и возможные пути их решения. На основании этого отчета руководитель будет принимать решение по кадровым вопросам и проблемам эффективного администрирования.
Достоинством этого является то, что он позволяет оценить ситуацию «взглядом изнутри», что положительно скажется на качестве работы оценщика. С другой стороны, приближенность оценщика к персоналу, открытость его действий, ставит под угрозу объективность оценки, вызванную возможным возникновением симпатий между оценщиком и работниками.
Поэтому оценщик должен обладать определенными морально-волевыми качествами.
2) Метод скрытого внутреннего наблюдения
Метод похож на предыдущей, только в отличие от первого, где оценщик действует открыто, в этом методе его принимают на работу, он трудится наравне с остальными, но при этом внимательно следит за происходящими в коллективе событиями.
Конечно, этот способ неоднозначен с морально-этической точки зрения и напоминает провокаторство, но при умелом использовании он может быть очень полезен. К тому же, этот метод широко используется в социологии.
3) Деловая игра
Проведение деловой игры позволит оценить многие личностные характеристики подчиненных: коммуникативность, умение работать в команде, стрессоустойчивость и способность быстрой адаптации к быстро меняющимся условиям. Все эти качества очень важны для успешного менеджера.
Существенным недостатком метода является необходимость приглашать специального тренера, специалиста в проведении игр.
4) Экзамены и тестирования
Просто и доступно: в коллективе проводится экзамен на знание предмета деятельности организации. Если человек, работающий, например, в области сельского хозяйства, не знает элементарных понятий, то ни о какой эффективности в большинстве случаев говорить не приходится.
Санкции для не сдавших экзамены могут быть разными: от повторной сдачи через некоторое время, до увольнения «двоечников»
Смотрите также
Гарантии и компенсации работникам
В ряде случаев законодательство
возлагает на работодателя или на государственные органы обязанность
предоставления своим работникам определенных гарантий и компенсаций.
Это может быть св ...
Трудовой договор
Согласно международному и
российскому законодательству, работники и работодатели не только состоят в
правоотношениях и участвуют в правоприменении, но и обладают правом на участие
в правово ...
Обязанности и права родителей по воспитанию детей, в том числе приемных
Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей (ч.2
ст.38 Конституции Российской Федерации). Сегодня права детей не редко
нарушаются родителями. Между тем, забота о дет ...