Функции правоохранительных органов.
Материалы / Права и свободы человека и гражданина / Функции правоохранительных органов.
Страница 1

Правоохранительная деятельность - вид государственной деятельности, которая осуществляется с целью охраны права путём применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка.

Все правоохранительные органы осуществляют одну или несколько из следующих функций:

- Конституционный контроль,

- Осуществление правосудия,

- Прокурорский надзор,

- Расследование правонарушений,

- Обеспечение безопасности,

- Исполнение судебных решений,

- Оперативно-розыскная деятельность,

- Охрана общественного порядка,

- Оказание юридической помощи,

- Профилактическая деятельность по предупреждению правонарушений.

Виды правоохранительных органов:

- Органы судебной власти,

- Органы выявления и расследования преступлений,

- Органы юридической помощи,

- Органы обеспечения правопорядка и безопасности.

Характерной особенностью России и стран, унаследовавших основные черты советской правой системы, является причисление судебных органов к правоохранительным.

В целом, в России к правоохранительным органам относят:

Cуды общей юрисдикции,

Арбитражные суды,

Конституционный суд России,

Прокуратура России,

Следственный комитет при Прокуратуре России,

Министерство внутренних дел,

Следственный комитет МВД России,

Криминальная милиция,

Милиция общественной безопасности,

Департамент уголовного розыска,

Департамент обеспечения безопасности дорожного движения МВД России,

Департамент охраны общественного порядка,

Департамент по борьбе с организованной преступностью,

Департамент экономической безопасности,

Федеральная служба безопасности,

Служба внешней разведки,

Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков,

Федеральная таможенная служба,

Федеральная налоговая служба,

Федеральная миграционная служба,

Нотариат.

В законодательстве нет специально сформулированного понятия «правоохранительные органы», хотя этот термин употребляется даже в Конституции РФ (п. «л» ч. 1 ст. 72). Оно сформировалось на практике. Это понятие можно также встретить в различных документах ненормативного характера[5].

Правоохранительные органы составляют определенным образом обособленную по признаку профессиональной деятельности самостоятельную группу органов государства, имеющих свои четко определенные задачи. Эти задачи состоят либо в восстановлении нарушенного права, например в области гражданских правоотношений, либо в наказании правонарушителя, когда восстановить нарушенное право невозможно, либо в восстановлении нарушенного права и наказании одновременно, когда возможность восстановить нарушенное право имеется, но правонарушитель заслуживает еще и наказания.

Таким образом, правоохранительные органы — это государственные органы (а в ряде случаев и негосударственные структуры), которые осуществляют специализированную правоохранительную деятельность в целях защиты прав и свобод граждан, общественных и государственных институтов от противоправных посягательств.

Как и все органы государства, правоохранительный орган наделен государственно-властными полномочиями, собственной компетенцией, обладает организационной самостоятельностью, которая предусмотрена законом. Однако его характерная особенность состоит в том, что правоохранительная деятельность в общем объеме деятельности данного органа является доминирующей (преобладающей).

К особенностям деятельности правоохранительных органов относится и то, что они, находясь в системе и выполняя каждый свои задачи, взаимодействуют друг с другом. В частности, такая закономерность просматривается во взаимодействии судебных и следственных органов. Суд — самостоятельный орган судебной власти, в то время как органы предварительного следствия — часть другого правоохранительного органа (органа внутренних дел, прокуратуры и др.). Правосудие и предварительное следствие по всем основаниям могут рассматриваться как две взаимодействующие системы. Более того, предварительное следствие — это подсистема в системе уголовного судопроизводства.

Подытоживая сказанное, можно сделать вывод о том, что взаимодействие правоохранительных органов, т. е. согласованная по целям и задачам деятельность как правоохранительных органов, так и отдельных их частей, невозможно без наличия единой системы правоохранительных органов. Под ней принято понимать совокупность взаимосвязанных государственных органов, создаваемых для охраны прав и свобод от противоправных посягательств путем применения соответствующих мер юридического воздействия.

В правоохранительной деятельности существенную роль играют негосударственные правоохранительные организации (адвокатура, нотариусы, занимающиеся частной практикой, частные охранные и детективные структуры).

Строго говоря, суд правоохранительным органом не является. Полномочия судебных органов по осуществлению правосудия - это более широкое понятие, которое значительно выходит за пределы правоохранительной деятельности.

Страницы: 1 2

    Смотрите также

    Разгосударствление и приватизация
    Наша Республика Беларусь находится на стадии перехода к рыночной экономике и поэтому тема, посвященная приватизации государственной собственности является актуальной. В последние годы пра ...

    Договор дарения
    Дарение является одним из старейших договоров гражданского права. Уже в римском праве периода республики (V – I вв. до н.э.) дарение признавалось одним из оснований возникновения права собс ...

    Экономическая основа конституционного строя
    В социально-экономической сфере за последние столетие проделаны виражи от частной собственности к приоритету общественной, особенно в форме государственной, собственности, а затем - к плюрал ...