История отечественного государства и права
Материалы / История отечественного государства и права
Страница 82

Крестьяне в XIV - XV вв. делились на две группы: государственных (зависимых от господаря) и частновладельческих, т.е. зависимых от отдельных светских или духовных феодалов. Первая группа крестьян, в отличие от частновладельческих, сохраняла большие права.

Вторая же, хотя номинально считалась свободной, имея право перехода, была обязана отбывать барщину, платить феодалу десятину (дижму), судиться у него. Все это создавало для зависимых крестьян положение, близкое к полному закрепощению.

В XVI - XVIII вв. существовала еще небольшая категория юридически свободных крестьян общинников - резешей. По своему экономическому положению они были неоднородны: среди них можно было встретить зажиточных крестьян, лиц среднего достатка и бедняков. Резеши пользовались правом распоряжаться своей землей, вплоть до отчуждения. Однако за общиной сохранялось право строго следить за тем, чтобы отчуждаемые земли не попадали в руки нечленов общины. Члены общины пользовались преимущественным правом приобретения продаваемого тем или иным резешем земельного участка. Продажа же земли нечленам резешской общины допускалась лишь после отказа всех резешей-общинников от ее покупки. Регламентируя отчуждение земельных участков, община стремилась не допускать в свой состав посторонних лиц, противостоять всевозрастающему обезземеливанию крестьян, которое в широких масштабах проводили в это время молдавские феодалы.

Крестьяне-резеши, разоряемые непосильными налогами и поборами, ограбляемые турецкими захватчиками и местными властями, попадали в кабалу к феодалам-ростовщикам, которые за неуплату долгов отнимали у крестьян принадлежавшие им участки земли. Такие захваты оформлялись нередко актами купли-продажи.

Боярин, купивший у резешской общины участок земли, как и другие члены общины, имел преимущественное право покупки земель, продаваемых резешами. Этим пользовались бояре и скупали крестьянскую землю за бесценок. Во второй половине XVII в. бояре вводят новый порядок, в силу которого крестьянин, проживший на боярской земле 12 лет, считался крепостным. В результате основная масса крестьянства в XVII и XVIII вв. была превращена в крепостных, называемых вечинами (в славянских документах их называли соседями). Вечины должны были платить натуральный и частично денежный оброк своему господину - десятину от всего производившегося в их хозяйстве, а также доставлять ему изделия домашнего промысла. Помимо оброка крепостные отрабатывали на полях феодала известное количество барщинных дней, число которых устанавливалось землевладельцем. Кроме того, они несли подати и повинности в пользу государства.

Крепостные вечины были бесправны. Будучи лично зависимыми от помещика, они лишались права перехода с одного места на другое. Их могли передавать по наследству, дарить, обменивать, закладывать и продавать вместе с землей.

В еще худшем положении, чем вечины, находились крепостные цыгане, по сути, рабы молдавских феодалов. Господа могли продавать и менять цыган вместе с землей или без земли, как скот. На цыган была даже установлена в законодательном порядке цена.

Усиление закрепощения крестьян вызвало массовое движение крепостных и холопов Молдавии, Галицкой земли и Подолии в 1490 - 1492 гг. под руководством Мухи (в некоторых источниках его называют Андреем Борулей). После его подавления процесс закрепощения крестьян еще больше усилился. Закрепощение крестьян было постепенно оформлено в грамотах молдавских господарей XV - XVI вв.

В XVII в. господари Молдавии издали ряд законодательных актов о борьбе с бегством крестьян. Сводом законов Молдавии - Уложением 1646 г. - запрещалось принимать и укрывать беглых крестьян.

В целях обеспечения хозяйств феодалов рабочими руками господари-фанариоты* в XVIII в. превращали в частновладельческих и тех крестьян, которые несли повинности в пользу государственной казны. Эта группа крестьян получила название скутельников. Они должны были вносить боярам десятину, исполнять барщину и другие феодальные повинности.

* Фанариоты - представители богатого греческого духовенства и феодалов, занимающие высокие должностные посты в турецкой администрации и пользующиеся особыми привилегиями. Из их среды назначались в XVIII в. господари Молдавии.

Дальнейшее развитие феодально-крепостнических отношений повлекло за собой издание новых законодательных актов о закрепощении крестьян, о борьбе с бегством феодально зависимого населения страны. Так, в 1748 г. господарь Константин Маврокордат подтвердил барщину в размере 12 дней для крестьян-невечин, живущих на земле монастырей, а в 1749 г. в специально изданном законе провозгласил, что в Молдавии упраздняется сословие вечин. Однако в действительности отменено было только название «вечин». Фактически же закон способствовал углублению крепостнических отношений. Бывшие вечины стали называться царанами (цара - село). Зависимость их от бояр сохранилась. Царане должны были нести повинности в пользу бояр: исполнять барщину и вносить десятину.

Страницы: 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87

    Смотрите также

    Уголовно-правовая квалификация самоуправства
    Коренные изменения общественных отношений в связи с переходом к рынку, вызвавшие жесткую конкуренцию в мире бизнеса и такие же жесткие правила игры между партнерами, в условиях достаточно зы ...

    Форма Российского государства
    Исторически сложилось так, что вопросы, связанные с государственной властью, государством всегда вызывают глубокий интерес в обществе. Они актуальны в современных условиях: на них замыкаются ...

    Система государственного управления РФ
    Система государственного управления включает в себя конструирование и экспликацию системы базовых понятий и представлений, тот категориальный аппарат, который обобщает сферу профессионально ...