Первобытное общество
Страница 2

Решения собрания являлись совершенно обязательными для всех и воспринимались как выражение общей воли.

Общественная власть при первобытном строе была весьма авторитетной, вполне реальной, способной эффективно руководить общиной.

Она, безусловно, обладала возможностью принуждения по отношению к нарушителям порядка, но никаких особых органов, осуществлявших принудительные меры, не имела.

Если возникала потребность решения дел, связанных с нарушениями тех или иных обычаев, нравственных или религиозных установлении (дел об измене, трусости, кровосмешении и т.п.), то этим занималось само собрание, т.е. весь род. И именно здесь выносилось решение о наказании провинившегося, к которому могли быть применены такие меры, как порицание, укор, замечание, изгнание из рода.

В принципе род представлял собой вполне самостоятельную социальную общность. Однако необходимость дуальной организации, вытекавшей из экзогамии, обусловливала постоянное общение с другим родом. На этой основе складывался союз родов, получивший название "фратрия". Несколько фратрий по мере развития общества объединялись в племя.

Организация власти во фратрии основывалась на тех же принципах, что и в родовой общине. Однако в ряде случаев совет фратрии, осуществлявший властные функции, представлял собой не общее собрание всех ее членов, а формировался из старейшин родов, входивших во фратрию.

В племени общественная власть осуществлялась племенным советом, в который входили представители фратрий старейшины, военачальники, жрецы.

Рассмотренные выше формы организации власти в первобытном обществе дают все основания сказать, что эта власть выступала как самоуправление, первобытная демократия. Такой ее характер определялся экономическим строем, основой которого была коллективная собственность на средства производства, обусловившая социальное равенство всех членов общества.

В первобытном обществе действовали определенные правила поведения социальные нормы. К ним относились главным образом обычаи, игравшие весьма важную роль в регулировании производственных процессов, быта, семейных и других общественных отношений.

Многие обычаи были тесно связаны с нормами первобытной нравственности (морали), религиозными велениями, а часто и совпадали с ними. Религиозную окраску носили и различные обряды, церемонии, связанные с эстетическими представлениями людей той эпохи. Большое значение имели многочисленные запреты (табу).

Обычаи были естественным порождением самого первобытного строя, результатом и необходимым условием его жизнедеятельности.

Общество направляло поведение индивида так, чтобы оно соответствовало коллективным интересам. Этому и служили многочисленные обычаи.

Многие важные обычаи непосредственно вытекали из существовавших общественных отношений. Так, обычай равенства всех членов рода отражал фактические отношения равенства, сложившиеся объективно, в силу экономических условий первобытного строя. Это же в полной мере относится к обычаю наследования роду.

Социальные нормы первобытного общества, как и существовавшая там власть, были продуктом исторических условий, которые не знали отношений господства и порабощения. Социальные нормы выражали волю всех членов рода, в силу чего, как правило, исполнялись добровольно. Никакого различия между правами и обязанностями не существовало: право воспринималось как обязанность, а обязанность (например, служба в ополчении или участие в народном собрании) как право. И правом, и обязанностью являлись также кровная месть или, что еще важнее, коллективный труд, охота и т.д. Строгое соблюдение норм было привычкой. Если же существовавшие правила нарушались отдельными лицами, то принудительные меры исходили, как уже говорилось, от всего рода в целом.

Страницы: 1 2 

    Смотрите также

    Реальные контракты
    Когда-то римское право называли «писанным разумом» - и это было сделано неслучайно. Римское право, как известно, было двуедино: во-первых, это право рабовладельческого типа. Это проявление ...

    Комплексная характеристика института отбывания наказания в виде лишения свободы в воспитательных колониях
    Актуальность мой темы заключается в том что, в структуре общества молодежь рассматривается как одна из самых многочисленных возрастных групп населения, занимающая заметное место в политичес ...

    Парафирование и подписание международных договоров
    Государства заключают международные договоры в лице своих высших органов государственной власти и государственного управления. Порядок представительства государства при заключении договоров, ...