Государственный строй Галицко-Волынского княжества
Материалы / Характеристика общественного строя Галицко-Волынского княжества / Государственный строй Галицко-Волынского княжества
Страница 2

Однако боярская аристократия поддерживала власть великого князя, поскольку он был выразителем ее социальных интересов, защитником ее земельных владений. В отдельные периоды Галицко-Волынской Руся значение княжеской власти настолько понижалось, что князья не могли сделать ни шага без согласия боярства.

Все это дает возможность сделать вывод, что в Галицко-Волынской земле существовала такая форма правления, как монархия, ограниченная влиянием аристократического боярства.

Боярский совет

как постоянный государственный институт действовал в Галицко-Волынском княжестве уже в первой половине XIV века. В его состав входили зажиточные бояре-землевладельцы, главным образом, представители боярской аристократии, галицкий епископ, судья княжеского двора, некоторые воеводы и наместники. Боярский совет собирался по инициативе самого боярства, но иногда и по требованию князя. Но князь не имел права созвать Боярский совет против воли бояр. Совет возглавляли наиболее влиятельные бояре, которые старались регулировать деятельность великого князя. А в период княжества Юрия-Болеслава боярская олигархия настолько усилилась, что важнейшие государственные документы подписывались великим князем только совместно с боярами. В отдельные периоды вся полнота власти в княжестве принадлежала боярам. Так, в Галиции во время княжения малолетнего Даниила Галицкого «вокняжился» боярин Владислав Кормильчич. А с 1340 года по 1349 год государством правил Дмитрий Детько, также представитель боярской аристократии.

Не являясь формально высшим органом власти, боярский совет до XIV века фактически управлял княжеством. С XIV века он становится официальным органом власти, без согласия которого князь не мог издать ни одного государственного акта. Боярский совет, признавая власть князя, фактически ограничивал ее. Именно этот орган галицкие бояре использовали в борьбе против усиления княжеской власти, за сохранение своих привилегий. Фактически, в руках бояр сосредотачивалась административная, военная и судебная власть. Летописец об этом говорит так: «Князей себе называху, а сами всю землю держаху».

Вече.

Как и в других землях Руси, в Галицко-Волынском княжестве действовало вече, но оно не оказывало здесь большого влияния на политическую жизнь, не имело четко определенной компетенции и регламента работы. Чаще всего вече собирал князь. Так, Даниил Галицкий во время борьбы за Галицию созвал вече в Галиче и спросил, может ли он рассчитывать на помощь населения. Иногда вече собиралось стихийно. Это было в тех случаях, когда Галицко-Волынской земле угрожала опасность со стороны внешних врагов.

Развитое центральное

и местное управление

в Галицко-Волынской земле сложилось раньше, чем в других землях Руси. Это была система дворцово-вотчинного управления. Здесь быстрее проходит процесс формирования дворцовых чинов. Летописи сохранили известия о чинах дворского канцлера и стольника.

Центральной фигурой среди этих чинов был двор-ский. Он управлял княжеским двором и стоял во главе аппарата управления, прежде всего, хозяйством княжеского домена. От имени князя дворский часто осуществлял судопроизводство, был «судьей княжеского двора» и в этом качестве входил в Боярский совет. В его обязанности входило также сопровождать князя во время его поездок за пределы княжества.

Страницы: 1 2 3

    Смотрите также

    Правовые основы экологического контроля в Российской Федерации
    Актуальность темы данной работы может быть охарактеризована несколькими положениями. Одной из злободневных проблем в России является проблема охраны окружающей среды, состояние которой на ...

    Правоспособность и дееспособность
    С 1 февраля 2003 года введен в действие новый Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации. С этого же дня прекратил действие ГПК РСФСР 1964 года, действовавший без малого 40 лет. ...

    Парафирование и подписание международных договоров
    Государства заключают международные договоры в лице своих высших органов государственной власти и государственного управления. Порядок представительства государства при заключении договоров, ...