Ответственность перед главой государства, перед
парламентомМатериалы / Отвественность правительств в зарубежных странах / Ответственность перед главой государства, перед
парламентом
В президентских республиках президент формирует правительство, которое несет ответственность только перед ним. Парламент не может выразить недоверие правительству. Политическая ответственность правительства перед главой государства выражается в увольнении правительства или отдельного министра (министров) в отставку.
Обычно увольняется премьер-министр, а следовательно и весь состав правительства. Это возможно как в президентских, так и в полупрезидентских республиках, неоднократно происходило в отдельных постсоциалистических государствах: президент увольнял министров за "неправильную политическую линию".В парламентских республиках правительство пребывает у власти, пока пользуется парламентской поддержкой. Оно отвечает не перед главой государства, а перед парламентом. Ответственность правительства перед парламентом выражается в вынесении вотума недоверия (резолюции порицания) правительству или отдельному министру, в отказе от доверии правительству (этот вопрос ставиться по инициативе самого правительства) и как следствие - в увольнении правительства или министра в отставку. Отставка вследствие недоверия не является безусловной - глава государства может распустить парламент. Политическая ответственность - это обычно ответственность перед нижней палатой или однопалатным парламентом. Перед верхней палатой правительство несет ответственность в редчайших случаях (в Италии правительство несет ответственность перед обеими палатами).
Политическая ответственность министров перед парламентом может быть солидарной или индивидуальной. При солидарной ответственности все правительство уходит в отставку, даже если недоверие выражено одному из его членов (Франция, Испания), при индивидуальной уходит только тот министр, которому
парламентом выражено недоверие. В некоторых странах возможен и тот и другой вид ответственности.
В настоящее время наблюдается тенденция усложнения процедур выражения недоверия правительству и министрам (необходимость большего числа подписей парламентариев при внесении такого предложения, введение во многих странах конструктивного вотума недоверия и др.).
С другой стороны, наряду с усложнением процедур выражения недоверия, сама по себе эта процедура получает широкое распространение.
Смотрите также
История института прокуратуры
Дискуссии о роли и
месте прокуратуры в современной России, начавшиеся в конце 80-х годов прошлого
века, не завершены до сих пор. Не решенным остается основной вопрос, который
стоял и стоит ...
Понятие системы права и системы законодательства
Системность права предполагает его следующие характеристики:
а) единство, целостность;
б) внутреннюю расчлененность, дифференцированность, наличие элементов;
в) наличие структуры – целесообразного ...
Милиция общественной безопасности и обеспечение законных интересов граждан ПМР
Милиция общественной безопасности
в системе МВД ПМР, правовые основы создания и функционирования.
Осуществляемые в Приднестровской
Молдавской Республике глубокие социально-экономические п ...