Принципы применения мер поощренияМатериалы / Меры поощрения осужденных / Принципы применения мер поощренияСтраница 1
Принципы поощрения позитивного поведения осужденных, относятся к специальным принципам уголовно-исполнительного права.
Ю.В. Голик среди них выделяет принципы:
- экономии стимула (чтобы не обесценить поощрение, его следует использовать экономно);
- выгодности (поощрение должно быть выгодно поощряемому);
- шанса (каждый человек, попавший в определенную систему стимулов, должен иметь шанс получить этот стимул);
- своевременности (любое поощрение должно быть предоставлено вовремя и, как правило, непосредственно после совершения соответствующих действий);
- информированности (человек должен быть хорошо осведомлен о порядке, сроках, условиях предоставления поощрения);
- понятности (поощрение и способы его достижения должны быть просты и понятны практически с "первого прочтения");
- наличия расчетов (человек должен сам рассчитать ожидаемое поощрение и решить, стоит ли производить дополнительные энерготраты для его получения);
- борьбы мотивов (человек одновременно подвержен влиянию разных стимулов, например позитивных и негативных, при этом побеждает всегда тот стимул, который в данной ситуации оказывается сильнее);
- персонализации (сугубо индивидуальное использование поощрения);
- соразмерности (поощрение должно соответствовать характеру и степени заслуги);
- гарантированности (всякое полезное действие должно быть вознаграждено)[19].
Однако по справедливому замечанию И.А. Тарханова хотя значительная часть выделенных Ю.В. Голиком и другими авторами положений и учитывается законодателем при конструировании соответствующих норм в качестве неких исходных идей, однако не все они являются принципами[20]. Поэтому рассмотрим лишь те исходные идеи, которые, по нашему мнению, имеют характер специальных принципов уголовно-исполнительного поощрения и реализуются в нормах уголовно-исполнительного права и правоприменительной практике.
Принцип гарантированности поощрения означает обязательное реагирование на позитивное поведение уголовно-правовыми средствами. Соответствующий государственный орган обязан рассмотреть и положительно решить вопрос о поощрении лица, заслужившего его. Если принцип неотвратимости ответственности предполагает обязательное привлечение лица, совершившего общественно опасное деяние, к уголовной ответственности, то принцип гарантированности поощрения, соответствуя принципу справедливости, предусматривает обязанность государства позитивно реагировать на положительное уголовно-правовое поведение данного лица.
В связи с этим обоснованным выглядит законодательное изменение ч. 1 ст. 79 УК, согласно которому лицо, отбывающее наказание в виде содержания в дисциплинарной воинской части или лишение свободы, подлежит условно-досрочному освобождению, если судом будет признано, что для своего исправления оно не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания[21]. Употребление четкой формулировки "подлежит условно-досрочному освобождению" в данном случае представляется вполне уместным, поскольку она ясно свидетельствует об обязанности суда применить рассматриваемую меру поощрения в случае отпадения необходимости в отбывании лицом наказания. Прежняя же редакция ч. 1 ст. 79 УК предусматривала скорее не обязанность, а право суда на осуществление условно-досрочного освобождения по своему усмотрению, поскольку в соответствии с данной нормой лицо, отбывающее соответствующее наказание и доказавшее свое исправление, лишь могло быть освобождено условно-досрочно. На этом основании можно заключить, что прежняя редакция ч. 1 ст. 79 УК явно противоречила принципу гарантированности поощрения.
Учитывая сказанное, неясно, из каких соображений оставлена без изменения ч. 5 ст. 79 УК, согласно которой лицо, отбывающее пожизненное лишение свободы, может быть освобождено условно-досрочно, если судом будет признано, что оно не нуждается в дальнейшем отбывании этого наказания и фактически отбыло не менее двадцати пяти лет лишения свободы. Размытая формулировка "может быть освобождено" оставляет суду возможность не освобождать лицо условно-досрочно, даже если будет признано, что оно не нуждается в дальнейшем отбывании этого наказания. Отсутствие твердой гарантии заслуженного условно-досрочного освобождения снижает эффективность уголовно-правового поощрения, лишает осужденных дополнительного стимула вести себя позитивно и, наконец, противоречит принципу гарантированности поощрения.
Противоречие названному принципу в данном случае влечет необоснованное отсутствие единых критериев условно-досрочного освобождения от отбывания наказания в ч. 1 и ч. 5 ст. 79 УК. Почему при одних и тех же обстоятельствах (судом признано, что лицо не нуждается в дальнейшем отбывании наказания) согласно ч. 1 ст. 79 УК лицо, отбывающее наказание, подлежит условно-досрочному освобождению, а в соответствии с ч. 5 этой же статьи лишь может быть освобождено по усмотрению суда?
Смотрите также
Регулирование деятельности образовательных учреждений на территории муниципального образования "Город Екатеринбург"
Актуальность темы исследования
определяется тем, что образование является важнейшей подсистемой социальной сферы
государства, обеспечивающей процесс получения человеком систематизированных з ...
Формы защиты гражданских прав
На современном этапе развития российского государства в результате
создания новой формации правовой системы, появился институт гражданско-правовой
защиты. Необходимость наличия всевозможных ...
Способы изложения правовых норм
Соотношение нормы права и статьи нормативно-правового акта – это часть общей
проблемы соотношения системы права и системы законодательства. Так же как не совпадают
система права и система законода ...
