Правовое регулирование деятельности общественных объединений.Материалы / Общественные объединения в РФ / Правовое регулирование деятельности общественных объединений.Страница 1
Основы правового статуса общественных объединений устанавливает и гарантирует Конституция Российской Федерации – статьи 13, 30 и ряд других, без которых существование общественных объединений было бы невозможно (например, статьи 28, 29, 31, 32 Конституции Российской Федерации).
Важное значение имеют международные документы, такие как Всеобщая декларация прав человека[9], Пакт о гражданских и политических правах[10].
Содержание права граждан на объединение, основные государственные гарантии этого права, статус общественных объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и (или) ликвидации регулируются ФЗ «Об общественных объединениях»[11], Гражданским кодексом РФ и другими законами об отдельных видах общественных объединений.
«Особенности, связанные с созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией отдельных видов общественных объединений - политических партий, профессиональных союзов, благотворительных и других видов общественных объединений, - могут регулироваться специальными законами, принимаемыми в соответствии с настоящим Федеральным законом. Деятельность указанных общественных объединений до принятия специальных законов, а также деятельность общественных объединений, не урегулированная специальными законами, регулируются ФЗ «Об общественных объединениях» - ст. 4 ФЗ «Об общественных объединениях»
Данная статья не использует термина «законодательство», включающего, наряду с законами, и подзаконные акты нормативного характера исполнительных органов - правительства, министерств и ведомств, которые по своему объему и детализации регулирования зачастую начинают конкурировать с законами, ограничивая использование предоставленных в нем прав многочисленными оговорками. Не подвергая сомнению, регулирующее значение для деятельности общественных объединений всех видов нормативных актов, всего объема законодательства, в данной статье подчеркивается значение именно законов - как федеральных, так и законов Субъектов Федерации в качестве основных, базовых источников создания нормативной основы регулирования вопросов, связанных с реализацией права на объединение.
На момент принятия Федерального закона «Об общественных объединениях», его исходные правовые принципы опирались лишь на Конституцию РФ и Гражданский кодекс. В последующем законодательная база деятельности общественных объединений значительно расширилась и в настоящее время включает следующие Федеральные законы: настоящий Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г., Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединениях» от 26 июня 1995 г.[12], Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11 августа 1995 г.[13], Федеральный закон «О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996г.[14], Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996г.[15].
При этом важно учитывать, как взаимодействуют и как применяются нормы указанных Федеральных законов в отношении каждого отдельного общественного объединения: если законы о профсоюзах и молодежных объединениях полностью попадают в сферу деятельности базового закона об общественных объединениях, устанавливая особенности регулирования конкретных видов таких объединений, то законы о некоммерческих и благотворительных организациях попадают в эту сферу лишь частично.
Закон о некоммерческих организациях регулирует в основном гражданско-правовые, имущественные отношения в организациях, не преследующих целей извлечения прибыли, и в этой части его положения выступают по отношению к соответствующим положениям настоящего Федерального закона как нормы общего характера, поскольку все общественные объединения, согласно определению, данному в ст. 5 настоящего закона, являются некоммерческими образованиями.
Что касается Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», он, напротив, в определенной части выступает по отношению к закону «Об общественных объединениях», как специальный или частный закон, поскольку конкретные общественные объединения могут одновременно являться благотворительными, но не любые, а лишь те из них, которые в своих уставах закрепляют исключительно благотворительные цели, и, кроме того, придерживаются в своей деятельности правил и ограничений, установленных в законе для таких организаций и претендуют на получение льгот, связанных со статусом благотворительной организации (в частности, статьи 3, 10, 12, 16, 18 Федерального закона «О благотворительности и благотворительных организациях»).
Смотрите также
Задачи и основные направления деятельности организационно-инспекторских аппаратов органов внутренних дел
Для того чтобы деятельность
штабов была высокоэффективной, она должна отвечать определенным требованиям, а
именно: организованности, целеустремленности, оперативности, предвидения и
предусм ...
Автономии стран СНГ. Судебные органы зарубежных стран
Крым имеет статус
Автономной республики, закрепленный в Конституции Украины (раздел 10). В этом
регионе действует собственная конституция, представительный орган – Верховная Рада
Автономной ...
Обзор ряда вопросов по теории государства и права
ТГП в узком см - одна из
юридических наук, которую именуют ТГП. Как наука, ТГП – совокупность знаний,
представлений о наиболее общих закономерностях возникновения, развития и
функционирован ...