Невозвращение валюты - признаки совершения преступления и их оценка
Материалы / Невозвращение валюты - признаки совершения преступления и их оценка
Страница 1

Одним из приоритетных направлений экономической политики любого государства является формирование государственных валютных резервов. Проблемы пополнения валютных резервов и установления надлежащих механизмов функционирования отношений в сфере внешнеэкономической деятельности характерны сегодня для многих цивилизованных стран.

И наше государство не является исключением.

Ужесточение валютного контроля со стороны государства за деятельностью участников внешнеэкономической деятельности напрямую связано с укреплением курса рубля, понижением уровня инфляции, стабилизацией экономических отношений в государстве. В связи с этим становится понятной воля законодателя, установившего уголовную ответственность за невозвращение валюты из-за пределов Республики Беларусь в особо крупных размерах. Ведь государство, обязывая возвратить валюту, а в последующем продать ее на внутреннем рынке, главным образом преследует цель формирования валютного фонда Республики Беларусь, осуществления контроля за состоянием валютного рынка, количеством иностранной валюты на нем, предотвращением получения валютных займов и т.д. Исполнению этой задачи и должна способствовать ст. 225 Уголовного кодекса Республики Беларусь.

Однако со вступлением в силу нового Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях диспозиция ст. 225 УК существенным образом изменится.

Планируются следующие нововведения.

"12. В статье 225:

из названия и примечания к статье слово "иностранной" исключить;

в абзаце первом:

· после слова "границы" дополнить абзац словами "индивидуальным предпринимателем или";

· слово "иностранной" исключить".

Уголовная ответственность будет предусмотрена за невозвращение из-за границы валюты, то есть преступными будут являться действия, связанные с "невозвращением из-за границы индивидуальным предпринимателем или должностным лицом юридического лица валюты в особо крупном размере, подлежащей в соответствии с законодательством Республики Беларусь обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк Республики Беларусь".

Как видно, предметом преступления, установленного ст. 225 УК, будет являться не только иностранная валюта, но и валюта Республики Беларусь, а субъектом преступления, наряду с должностным лицом юридического лица, - индивидуальный предприниматель.

Предметом преступления в соответствии со ст. 225 УК является исключительно валюта.

Согласно ст. 18 Таможенного кодекса Республики Беларусь валюта Республики Беларусь - это денежные средства, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством на всей территории Республики Беларусь.

В соответствии со ст. 1 Закона Республики Беларусь от 22.07.2003 "О валютном регулировании и валютном контроле" иностранная валюта - это:

1) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монет, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в соответствующем иностранном государстве или группе государств, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;

2) средства в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах, находящиеся на счетах в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях Республики Беларусь, банках и иных кредитных организациях за пределами Республики Беларусь.

Руководители одного из государственных предприятий, О. и М., в 2003 г. обвинялись в невозвращении в установленные законодательством сроки 2 млн долл. США из-за границы, полученные в результате экспорта нефтепродуктов. Как было установлено, валютные средства использовались долгое время О. и М. за рубежом по нецелевому назначению и в предельные сроки не были перечислены на белорусские счета.

Предметом преступления, предусмотренного ст. 225 УК, могут являться только те валютные средства, которые в соответствии с законодательством Республики Беларусь подлежат обязательному перечислению на счета в уполномоченные банки.

Нередко таковыми могут являться кредиты, ценные бумаги в иностранной валюте, платежные документы, фондовые ценности и другие долговые обязательства. Поэтому некоторые юристы полагают, что индивидуальный предприниматель или должностное лицо юридического лица обязаны обеспечить поступление в республику валюты независимо от того, в какой форме зафиксированы права на эту валюту: наличные или безналичные денежные средства, чеки, аккредитивы, средства, поступившие в качестве дара, пожертвования и т.д. 1

Страницы: 1 2 3 4 5 6

    Смотрите также

    Обзор ряда вопросов по теории государства и права
    ТГП в узком см - одна из юридических наук, которую именуют ТГП. Как наука, ТГП – совокупность знаний, представлений о наиболее общих закономерностях возникновения, развития и функционирован ...

    Органы государственной власти
    Государство реально действует, проявляет себя только как система, как упорядоченная совокупность специальных органов, коллективов людей, осуществляющих управление делами общества от его име ...

    Виды правовых норм
    Право представляет собой сложную и многообразную систему (упорядоченную совокупность) норм права. Право, прежде всего, состоит из норм права — общих юридических правил поведения, распростран ...