Правовой режим территориального моря.
Материалы / Международно-правовой режим мирового океана / Правовой режим территориального моря.

Под территориальным морем понимает­ся морской пояс, который примыкает к сухопутной территории (береговой линии) либо к внешнему пределу внутренних вод и над которым прибрежное государство осуществляет свой суверени­тет.

Суверенитет распространяется на поверхность и толщу мор­ской воды, воздушное пространство над территориальным морем и на его дно и недра. В случае государства-архипелага территориаль­ное море примыкает к архипелажным водам такого государства.

В соответствии с Конвенцией ООН 1982 года ширина террито­риального моря не может превышать 12 морских миль (ст. 3)1.

Правовой режим террито­риального моря определяется также Конвенцией «О территориальном море и прилежащей зоне» 1958г.

В соответст­вии с Конвенцией 1982 года государство вправе применять для отсчета ширины территориального моря линии наибольшего отлива (нормаль­ные или обычные исходные линии) либо прямые исходные линии.

На 1 января 2002г. 135 стран имели территориальное море шириной до 12 миль. Территориальное море за общепризнанным 12-мильным пределом объявили: Либерия (200 миль), Перу (200 миль), Никарагуа ( 200 миль), Конго (200 миль), Эквадор (200 миль), Сомали (200 миль), Танзания (50 миль), Бенин (200 миль) и др. – всего 12 стран.

В соответствии с международным правом суда всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю, обладают правом мирного прохода через территориальное море. Под мирным проходом понимается плавание через территориаль­ное море с целью пересечь его, не заходя во внутренние воды, или пройти во внутренние воды, включая порты, либо выйти из внутрен­них вод, включая порты. Такой проход должен быть непрерывным и быстрым. Проход является мирным только в том случае, если он не наруша­ет мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства. Суда обязаны соблюдать законы и правила прибрежного государ­ства, относящиеся к осуществлению права мирного прохода.

Прибрежное государство не должно осуществлять уголовную юрисдикцию в отношении иностранных судов, проходящих через территориальное море, для ареста какого-либо лица или для производства расследования в связи с преступлением, совершенным на борту судна во время мирного прохода. Тем не менее, прибрежное государство может осуществлять уголовную юрисдикцию в следую­щих случаях: 1) если последствия преступления распространяются на это государство; 2) если преступление нарушает мир, добрый порядок или безопасность этого государства; 3) если капитан, дипло­матический агент или консульское должностное лицо государства флага обратятся к местным властям с просьбой об оказании помощи; 4) если это необходимо для пресечения незаконной торговли нарко­тическими или психотропными веществами.

Решение вопроса о гражданской юрисдикции прибрежного государства зависит от того, проходит ли иностранное судно через территориальное море транзитом или же оно осуществляет мирный проход после выхода из внутренних вод.

    Смотрите также

    Малые и средние предприятия как субъекты предпринимательской деятельности
    Актуальность избранной темы заключается в том, что развитие малого и среднего предпринимательства ‑ одно из наиболее значимых направлений деятельности органов власти всех уровней при ...

    История института прокуратуры
    Дискуссии о роли и месте прокуратуры в современной России, начавшиеся в конце 80-х годов прошлого века, не завершены до сих пор. Не решенным остается основной вопрос, который стоял и стоит ...

    Понятие оценочной деятельности. Субъекты права собственности
    Изначально важнейшим фактором развития оценочной деятельности в РФ послужило государственное регулирование самой оценочной деятельности, а сегодня и деятельности саморегулируемых организаци ...