Правовой режим территориального моря.Материалы / Международно-правовой режим мирового океана / Правовой режим территориального моря.
Под территориальным морем понимается морской пояс, который примыкает к сухопутной территории (береговой линии) либо к внешнему пределу внутренних вод и над которым прибрежное государство осуществляет свой суверенитет.
Суверенитет распространяется на поверхность и толщу морской воды, воздушное пространство над территориальным морем и на его дно и недра. В случае государства-архипелага территориальное море примыкает к архипелажным водам такого государства.В соответствии с Конвенцией ООН 1982 года ширина территориального моря не может превышать 12 морских миль (ст. 3)1.
Правовой режим территориального моря определяется также Конвенцией «О территориальном море и прилежащей зоне» 1958г.
В соответствии с Конвенцией 1982 года государство вправе применять для отсчета ширины территориального моря линии наибольшего отлива (нормальные или обычные исходные линии) либо прямые исходные линии.
На 1 января 2002г. 135 стран имели территориальное море шириной до 12 миль. Территориальное море за общепризнанным 12-мильным пределом объявили: Либерия (200 миль), Перу (200 миль), Никарагуа ( 200 миль), Конго (200 миль), Эквадор (200 миль), Сомали (200 миль), Танзания (50 миль), Бенин (200 миль) и др. – всего 12 стран.
В соответствии с международным правом суда всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю, обладают правом мирного прохода через территориальное море. Под мирным проходом понимается плавание через территориальное море с целью пересечь его, не заходя во внутренние воды, или пройти во внутренние воды, включая порты, либо выйти из внутренних вод, включая порты. Такой проход должен быть непрерывным и быстрым. Проход является мирным только в том случае, если он не нарушает мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства. Суда обязаны соблюдать законы и правила прибрежного государства, относящиеся к осуществлению права мирного прохода.
Прибрежное государство не должно осуществлять уголовную юрисдикцию в отношении иностранных судов, проходящих через территориальное море, для ареста какого-либо лица или для производства расследования в связи с преступлением, совершенным на борту судна во время мирного прохода. Тем не менее, прибрежное государство может осуществлять уголовную юрисдикцию в следующих случаях: 1) если последствия преступления распространяются на это государство; 2) если преступление нарушает мир, добрый порядок или безопасность этого государства; 3) если капитан, дипломатический агент или консульское должностное лицо государства флага обратятся к местным властям с просьбой об оказании помощи; 4) если это необходимо для пресечения незаконной торговли наркотическими или психотропными веществами.
Решение вопроса о гражданской юрисдикции прибрежного государства зависит от того, проходит ли иностранное судно через территориальное море транзитом или же оно осуществляет мирный проход после выхода из внутренних вод.
Смотрите также
Уголовная ответственность за злоупотребление должностными полномочиями
Анализ отечественных правовых
памятников свидетельствует о том, что уголовное законодательство об
ответственности за злоупотребление должностными полномочиями сформировалось
далеко не сразу ...
Гарантии и компенсации работникам
В ряде случаев законодательство
возлагает на работодателя или на государственные органы обязанность
предоставления своим работникам определенных гарантий и компенсаций.
Это может быть св ...
Понятие государственного управления. Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон "О правительстве Российской Федерации", Указы президента Российской Федерации о государственном
Для того, чтобы рассмотреть
первый вопрос, разберем его на составные части:
Существительное (что) – управление
Прилагательное (какое) –
государственное.
Итак, мы имеем:
а) Управл ...
