Конституция Франции
Материалы / Конституция Франции
Страница 1

В послевоенное время в конституционном развитии Франции различаются два периода: первый — период Четвертой республики — с 1946 по 1958 г., второй — с момента принятия ныне действующей Конституции 1958 г.

Основной закон 1946 г. — наиболее демократичный за всю историю страны — мог служить юридической базой для последующих социальных и политических преобразований. Конституция 1958 г., как результат изменения соотношения политических сил в стране, была утверждена на референдуме 28 сентября и положила начало Пятой республике. Прямым поводом для ее принятия послужил ультраправый мятеж в Алжире, в то время французской колонии, и угроза гражданской войны в самой метрополии. Буржуазные партии были единодушны и проголосовали в Национальном собрании за изменение ст. 90 Конституции 1946 г., регулировавшей процедуру ее пересмотра, и за передачу учредительной власти «сильной» личности — генералу Ш. де Голлю (точнее — «его правительству», если использовать формальное выражение). Одновременно Национальное собрание указало принципы, на которых должна основываться новая конституция. Эти принципы были названы: всеобщее голосование должно быть единственным источником власти, должны быть соблюдены принцип разделения властей, ответственность правительства перед парламентом, судебная власть должна быть независимой и должна быть создана новая организация отношений с ассоциированными (т. е. колониальными) народами.

Во время дискуссии в Национальном собрании Ш. де Голль согласился на установление парламентского режима и на разделение функций главы государства и главы правительства. Формальным условием создания новой конституции было требование к правительству проводить консультации с Конституционным консультативным комитетом, на две трети состоявшим из парламентариев (1/3 от Национального собрания и 1/3 — от Совета Республики) и на одну треть — из членов правительства. После разработки проект должен быть передан на референдум. Таким образом, процедура разработки проекта конституции была малодемократичной. Основной закон разрабатывался главным образом экспертами, причем специалисты по конституционному праву особенно не привлекались к работе над актом. Избранная процедура в определенной мере пресекла существовавшую во французской конституционной истории традицию разработки актов избранными народом учредительными собраниями.

В основу документа легли конституционные воззрения Ш. де Голля, высказанные им главным образом в речи в Байе 16 июня 1946 г. Присутствовавшее в его концепции понимание власти и признание необходимости сильного государства в наибольшей мере способствовали представлениям политических сил, в тот период находившихся у власти.

В настоящее время, после ряда внесенных в нее поправок Конституция состоит из преамбулы, 19 разделов и 89 статей, причем некоторые из них (47, 68, 88) имеют значки 1, 2 и т.д., т.е. под одним номером имеется несколько статей. Разделы Конституции различны по объему. Например, разделы XIV и XVI включают по одной статье —88и89 соответственно. Наиболее крупные разделы посвящены Президенту Республики (15 статей) и отношениям между парламентом и правительством (18 статей). Объем последних положений указывает на основное в акте — систему органов государственной власти и на исключительное положение среди них главы государства. Порядок расположения разделов также весьма показателен: первый раздел — положения о суверенитете, второй — о Президенте республики, четвертый посвящен парламенту. В Конституции 1946 г. положения о парламенте занимали второй раздел, а о Президенте — пятый. Такое расположение разделов Конституции явно указывает на перераспределение власти между различными частями государственного механизма.

Акт 1958 г. — средний по объему документ среди аналогичных в конституционной истории страны; он меньше, чем Основной закон 1946 г. (106 статей) или Конституция 1848 г. (116 статей), но больше актов 1852 г. (58 статей) или 1830 г. (70 статей). Первая статья Конституции 1958 г. не входит ни в один раздел, а помещена в преамбуле. Данное обстоятельство может расцениваться как признание юридической силы преамбулы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

    Смотрите также

    Проблемы правового регулирования суррогатного материнства
    Мы всем хорошо знаем как велико значение семьи в жизни каждого человека, общества и государства. Именно семья для каждого человека неисчерпаемый источник любви, преданности и поддержки. ...

    Понятие и признаки нормы права
    Правовая норма – это исходный элемент, своего рода «кирпичик», из которых построено все право. Объективное право и правовая норма соотносятся как целое и его часть, а точнее – как система и ее эле ...

    Криминалистическое учение о следах
    Потребности человека, потребности общества вызывают к жизни тот или иной вид деятельности - от строительства жилища и врачевания до изучения круговращения звезд и определения места человека ...