Конституция Франции
Материалы / Конституция Франции
Страница 7

В то же время не удалась реформа Конституции в апреле 1969 г., направленная на упразднение Сената и учреждение регионов (на референдуме был отвергнут проект Ш. де Голля); в сентябре 1973 г. Президентом республики был предложен пятилетний срок пребывания главы государства в должности вместо семилетнего (проект реформы ст.

6 был одобрен палатами парламента, но не передан на ратификацию); в сентябре 1974 г. Президентом страны был предложен проект пересмотра ст. 23 Основного закона, согласно которому бывшие министры после ухода в отставку могли бы возвращаться на свои места в парламенте. И этот проект был принят палатами парламента, но не был передан на ратификацию в Конгресс. В июле 1984 г. опять-таки главой государства была предложена новая редакция ст. II Конституции о возможностях проведения референдума в отношении гарантий прав и свобод и о публичных свободах. Проект был отклонен Сенатом 8 августа 1984 г., одобрен Национальным собранием 23 августа 1984 г. и снова отклонен Сенатом 5 сентября того же года. В марте 1990 г. Президент республики предложил изменить ст. 61—63 Конституции, с тем, чтобы позволить обращаться в Конституционный совет в отношении рассматриваемых в судах дел, связанных с осуществлением основных прав и свобод. Проект был принят Национальным собранием 21 апреля 1990 г. 306 голосами против 246, но изменен Сенатом 14 июня того же года 228 голосами против 17и73 воздержавшихся; после этого голосования Правительство отказалось реализовать этот проект.

На практике процедура пересмотра основного закона до сих пор всегда начиналась по инициативе Правительства. Это не означает, что парламентарии не предпринимают никаких усилий для того, чтобы изменить Конституцию. С начала действия этого акта по 31 декабря 1995 г. было внесено 290 предложений о его пересмотре со стороны членов парламента, в каждом из которых предлагалось изменить от одной до семнадцати статей. С наиболее кардинальной реформой выступал депутат от фракции Демократического центра Кост-Флоре 2 ноября 1962 г. (предложил изменить 17 статей и ввести президентскую форму правления).

В настоящее время все нормы Конституции 1958 г. действуют. Нельзя, однако, не упомянуть, что на протяжении нескольких десятилетий некоторые статьи Основного закона оставались в тексте, но фактически были лишь «мертвыми деревьями» во французской «конституционной аллее». Например, таковыми являлись положения раздела XIII о Сообществе. Лишь конституционный пересмотр 4 августа 1995 года в определенной мере «подчистил» текст Основного закона, убрав названный раздел и раздел о Переходных положениях.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 

    Смотрите также

    Конституционный статус Президента Российской Федерации
    Институт президентства в Российской Федерации является достаточно молодым в сравнении, например, со многими западными странами, и имеет существенные отличия. Они выражаются в конституцио ...

    Прекращение права собственности
    Проблемы собственности принадлежат к числу важнейших и никогда не утрачивают значения в теории гражданского права. «Сегодня, когда перед российской цивилистикой стоит задача освоения дальне ...

    Уголовное право
    Уголовный закон — это нормативно-правовой акт, принимаемый высшими органами государственной власти и состоящий из взаимосвязанных норм, определяющих основания и принципы уголовной ответстве ...