Система организационной защиты конфиденциальной информации
Материалы / Система организационной защиты конфиденциальной информации

В соответствии со ст. 6 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и защите информации" вопросы ограничения доступа к информации, определения порядка и условий такого доступа относятся к исключительной компетенции обладателя информации.

Последний при осуществлении своих прав обязан ограничивать доступ к информации и принимать меры по ее защите, если такая обязанность установлена федеральными законами.

Под допуском к конфиденциальной информации понимается выполнение обладателем информации или другими уполномоченными должностными лицами определенных процедур, связанных с оформлением права лица на доступ к конкретному виду конфиденциальной информации.

В настоящее время в России законодательно определены и урегулированы вопросы допуска персонала предприятия к сведениям, составляющим государственную или коммерческую тайну. Порядок допуска лиц к иным видам информации с ограниченным доступом с учетом положений Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и защите информации" находится в компетенции соответствующих должностных лиц (руководителей предприятий), являющихся обладателями такой информации.

Доступ лица к конфиденциальной информации — санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление персонала предприятия и иных лиц с конфиденциальной информацией и ее носителями.

Доступ граждан к информации, содержащей сведения, в установленном порядке отнесенные к коммерческой тайне, осуществляется в соответствии со ст. 7 и 10 Федерального закона "О коммерческой тайне". С момента установления режима коммерческой тайны в отношении какой-либо информации полномочия по принятию решения о доступе к ней в полном объеме переходят к обладателю информации. Необходимо отметить, что определение порядка доступа лиц к коммерческой тайне и учет лиц, получивших такой допуск, в соответствии с Федеральным законом "О коммерческой тайне" являются обязательными для обладателя информации, составляющей коммерческую тайну.

Меры по охране конфиденциальности информации признаются разумно достаточными, если исключается доступ к информации, составляющей коммерческую тайну любых лиц без согласия ее обладателя. Иные не противоречащие законодательству России меры по ограничению доступа к коммерческой тайне могут быть дополнительно приняты ее обладателем.

Разрешительная система персонала к конфиденциальной информации лежит в основе организационно-правового регулирования вопросов допуска и непосредственного доступа персонала к конфиденциальной информации и ее носителям независимо от степени ее важности и конфиденциальности. Понятие, сущность и основные положения разрешительной системы доступа персонала предприятия к информации, подлежащей защите, представлены на примере информации, в установленном порядке отнесенной к коммерческой тайне.

В соответствии с Федеральным законом "О коммерческой тайне" под доступом к информации, составляющей коммерческую тайну, понимается ознакомление определенных лиц с этой информацией с согласия ее обладателя или на ином законном основании при условии сохранения конфиденциальности этой информации. В целях сохранения конфиденциальности информации ее обладатель в порядке, определенном указанным федеральным законом, устанавливает режим коммерческой тайны. Режим коммерческой тайны — правовые, организационные, технические и иные меры по охране конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну, принимаемые ее обладателем.

К обязательным мерам по защите охраняемой информации в соответствии с положениями ст. 10 Федерального закона "О коммерческой тайне" относятся:

ограничение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка;

учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана.

Перечисленные меры реализуются в рамках разрешительной системы доступа персонала предприятия к информации, составляющей коммерческую тайну.

Разрешительная система доступа персонала предприятия предусматривает установление на предприятии единого порядка обращения с носителями сведений, составляющих коммерческую тайну, определение ограничений на доступ к ним различных категорий персонала (управленческого, административного и исполнительского уровней) и степени ответственности за сохранность указанных носителей сведений.

Создание и реализация разрешительной системы доступа персонала к информации, составляющей коммерческую тайну, — важная часть общей системы организационных мер по защите информации на предприятии. Актуальность использования разрешительной системы доступа к информации обусловлена особым значением информационной составляющей любого производственного процесса на современном предприятии, включающего создание новых документов (материалов), товаров и услуг, неправомерный доступ к которым может привести к утечке конфиденциальной информации и, тем самым, нанесению ущерба предприятию.

Создание и функционирование разрешительной системы доступа персонала предприятия к информации направлены, в первую очередь, на решение стоящих перед предприятием задач и достижение основных целей его деятельности.

Основополагающим принципом нормативно-правового регулирования процесса ознакомления конкретного работника предприятия со сведениями, составляющими коммерческую тайну, является правомерность доступа этого работника к конкретным сведениям или их носителям.

Основные условия правомерного доступа персонала к коммерческой информации включают:

- подписание работником обязательства о неразглашении сведений, составляющих коммерческую тайну, а также трудового договора, который в соответствии со ст. 57 Трудового кодекса Российской Федерации может содержать эти обязательства;

наличие у работника оформленного в установленном порядке допуска к сведениям, составляющим коммерческую тайну;

наличие утвержденных руководителем предприятия должностных (функциональных) обязанностей работника, определяющих круг его задач и объем необходимой для их решения информации;

оформление разрешения руководителя предприятия на ознакомление работника с конкретной информацией, являющейся коммерческой тайной, и ее носителями.

Процесс регулирования доступа работников к коммерческой тайне направлен на исключение необоснованного расширения круга лиц, допускаемых на предприятии к информации различной степени конфиденциальности, и утечки этой информации, а также доступа к ней граждан, не имеющих на то разрешения полномочных должностных лиц.

Основная цель разрешительной системы доступа персонала к коммерческой тайне — исключение нанесения ущерба предприятию посредством несанкционированного распространения сведений, составляющих коммерческую тайну.

Чтобы понять роль разрешительной системы доступа к информации всех категорий сотрудников, в том числе командированных лиц, в совокупности с другими организационными, правовыми и иными мерами, направленными на установление режима коммерческой тайны, необходимо рассмотреть порядок правовой регламентации данной системы. Она должна быть простой, но достаточно эффективной, гибкой и способной адекватно реагировать на изменения, происходящие в хозяйственной, производственной и других сферах деятельности предприятия.

В структуре управления процессом доступа особое место занимают руководитель предприятия и его заместители. Однако наиболее важная роль в этой структуре отводится руководителям структурных подразделений предприятия, сотрудники которых непосредственно допускаются к коммерческой тайне (работают с носителями сведений, составляющих коммерческую тайну). Эти руководители наделяются правом определять степень доступа непосредственно подчиненных им сотрудников к конкретным сведениям (носителям). В зависимости от категорий сотрудников предприятия или командированных лиц, необходимости ознакомления их с теми или иными сведениями (в пределах должностных обязанностей или в объеме предписания на выполнение задания) соответствующие руководители определяют права этих лиц на доступ к информации.

Права сотрудников на доступ к коммерческой тайне и работу с ее носителями регулируются разрешениями полномочных должностных лиц, оформленными в письменном (документальном) виде. Оформление таких разрешений осуществляется руководителем предприятия, его заместителями и руководителями структурных подразделений в отношении непосредственно подчиненных им сотрудников. На практике наиболее распространены следующие способы документального оформления разрешений (формы разрешительных документов):

составление именных (должностных) списков сотрудников, допускаемых к той или иной информации, составляющей коммерческую тайну предприятия, в обязательном порядке содержащих должности и фамилии сотрудников и категории сведений (документов), к которым они допускаются;

оформление разрешения непосредственно на документе (носителе информации) в виде резолюции (поручения), адресованного конкретному сотруднику;

указание (перечисление) в организационно-плановых и иных документах предприятия сотрудников (их фамилий), которые при решении конкретных производственных и иных задач должны быть допущены к определенной информации, составляющей коммерческую тайну предприятия.

Основным внутренним организационно-распорядительным документом предприятия, регулирующим вопросы доступа всех категорий работников и иных лиц к коммерческой тайне, является положение о разрешительной системе доступа к информации, составляющей коммерческую тайну.

Разработку данного положения осуществляет, как правило, специально создаваемая комиссия предприятия, которая состоит из представителей его структурных подразделений, осуществляющих производственную, хозяйственную и иные виды деятельности. Члены комиссии должны знать специфику работы предприятия, порядок организации и обеспечения защиты конфиденциальной информации. В состав комиссии в обязательном порядке входят сотрудники службы безопасности предприятия. В целях более точного определения ограничений для конкретных лиц на доступ к различным категориям информации (с учетом ее тематики) комиссия может включать несколько подкомиссий. Методическое руководство деятельностью комиссии (подкомиссий) осуществляет служба безопасности предприятия.

Разработке положения предшествует всесторонний анализ различных документов (материалов), проводимый в целях выявления и классификации всех информационных потоков, существующих на предприятии. В ходе анализа изучаются все направления и стороны деятельности предприятия, в том числе его взаимодействие с организациями-соисполнителями и заказчиками, работа диссертационных советов, образовательная деятельность и т.п. После получения результатов анализа формируется структура положения (готовится его проект). Основными разделами положения являются:

общие требования по доступу работников к коммерческой тайне;

порядок доступа к носителям информации, имеющим различные категории (степени) конфиденциальности;

порядок доступа к делам и документам архивного хранения;

порядок копирования (размножения) документов и рассылки их нескольким адресатам;

порядок доступа к носителям информации командированных лиц, представителей органов местного самоуправления, различных территориальных и надзорных органов;

порядок доступа к информации (ее носителям) в ходе проведения совещаний, конференций, семинаров и других мероприятий.

После разработки положение утверждается руководителем предприятия и доводится до сведения непосредственных исполнителей указанных в нем мероприятий (работ), а также до сведения каждого сотрудника предприятия в части, касающейся данного сотрудника (в необходимых случаях — под расписку).

В вопросах разработки положения, реализации его требований и контроля за выполнением предусмотренных мероприятий особая роль отводится службе безопасности, в задачи которой входит:

проведение мероприятий, направленных на ограничение круга лиц, допускаемых к конкретной информации (ее носителям);

выявление фактов неправомерного доступа лиц к коммерческой тайне;

оценка эффективности принимаемых руководителями структурных подразделений предприятия мер по исключению утечки информации;

подготовка предложений о внесении изменений в должностные инструкции и иные документы, определяющие задачи и функции подразделений (отдельных должностных лиц) предприятия;

разработка и представление на утверждение руководителю предприятия проектов внутренних организационно-распорядительных документов по вопросам защиты коммерческой тайны, в том числе определяющих порядок функционирования разрешительной системы доступа;

методическое руководство деятельностью должностных лиц и структурных подразделений по реализации положения о разрешительной системе доступа к коммерческой тайне предприятия.

Наиболее важная функция службы безопасности предприятия — контроль за соблюдением его сотрудниками положений организационно-плановых и распорядительных документов, регламентирующих вопросы создания и функционирования разрешительной системы доступа, в целях исключения случаев неправомерного доступа сотрудников предприятия, а также командированных лиц к коммерческой тайне.

Служба безопасности контролирует:

- наличие оформленного в установленном порядке допуска сотрудников к коммерческой тайне;

- соответствие выданного руководителем структурного подразделения предприятия разрешения требованиям разрешительной системы;

правомерность передачи носителей сведений, содержащих коммерческую тайну, на другие предприятия;

соблюдение работниками предприятия установленных требований по работе с носителями сведений, составляющих коммерческую тайну, на рабочих местах;

правомочность и целесообразность использования материалов, содержащих коммерческую тайну, на конференциях, совещаниях и других мероприятиях, проводимых с привлечением представителей других организаций.

Результаты контроля используются при анализе состояния дел в сфере защиты коммерческой тайны на предприятии и служат основой для доработки (уточнения) отдельных положений организационно-распорядительных документов, регулирующих вопросы функционирования разрешительной системы на предприятии.

    Смотрите также

    Военно-политический основы военной доктрины Российской Федерации
    Доктрина (лат. doctrine) - учение, научная или философская теория, политическая система, руководящий теоретический или политический принцип. Военная доктрина - система официальных взгляд ...

    Административно-правовой статус иностранных граждан
    Иностранными гражданами называются лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и имеющие гражданство другого государства. Лицом без гражданства называются лица, не имеющ ...

    Злоупотребление должностными полномочиями и превышение должностных полномочий
    Главой 23 УК РФ установлена уголовная ответственность за преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях. Это позволит устранить пробелы в уголовном законодательстве, ...