Конституционные правоотношения Российской Федерации и ее субъектовМатериалы / Конституционные правоотношения Российской Федерации и ее субъектов
В федеративном государстве ее субъекты рассматриваются как государственные (государственноподобные) образования, поэтому возникает проблема распределения предметов ведения между федерацией и ее субъектами.
В различных странах такое распределение осуществляется разными способами. Россия выбрала вариант, при котором четко определяются предметы ведения исключительно России (ст. 71 Конституции РФ), предметы совместного ведения России и ее субъектов (ст. 72 Конституции РФ), а остаточные полномочия передаются субъектам России. Такое распределение предметов ведения между федерацией и ее субъектами вызывает многочисленные споры среди ученых, занимающихся данной проблематикой.Региональное конституционно-уставное нормотворчество – важный элемент федеративного устройства России и всего конституционного поля Российской Федерации. От его совершенствования и развития зависит единство правового поля, стабильность Федерации и реализация полномочий субъектов Федерации. Несмотря на все сложности, которые, подчас, созданы желанием федеральной власти ограничить полномочия органов власти на местах, или наоборот, желанием региональных властей получить больше полномочий, чем это предусмотрено федеральной Конституцией, конституционно-уставное регулирование субъектов Российской Федерации имеет право на существование и развитие. Вопрос только в том, в каком виде.
Полнота и исключительная компетенция субъектов Российской Федерации является не только принципом разграничения предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами, но и одной из основ российского федерализма. Развитие федеративных отношений в России за последнее время характеризуется все большей доминирующей позицией регулирования Российской Федерацией в сфере не только совместного, но и исключительного ведения субъектов Российской Федерации. При этом нет никаких правовых мер, гарантирующих субъектам Российской Федерации осуществлять всю полноту государственной власти в соответствии со статьей 73 Конституции РФ. Данные обстоятельства, без изменения ситуации, окончательно превратят Российскую Федерацию в унитарное государство.
- Некоторые аспекты федеративной ответственности субъектов Российской Федерации в современных условиях российского федерализма
- К вопросу об исключительных предметах ведения субъектов Российской Федерации
- Проблемы конституционного (уставного) нормотворчества субъектов Российской Федерации
- Проблемы определения предметов ведения субъектов России
- Федеральное вмешательство в Российской Федерации
Смотрите также
Договор дарения
Дарение является одним из
старейших договоров гражданского права. Уже в римском праве периода республики
(V – I вв. до н.э.) дарение признавалось одним из оснований возникновения права
собс ...
Договор поставки
Анализ существующей нормативной
базы правового регулирования договора поставки как правового института рыночных
отношений позволил квалифицировать поставку как вид договора, опосредующего пр ...
Судебная власть в Российской Федерации
Важнейшими инструментариями
обеспечения конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина в
условиях формирования в России гражданского общества является судебная власть. Одна
из ...