Конституционные правоотношения Российской Федерации и ее субъектовМатериалы / Конституционные правоотношения Российской Федерации и ее субъектов
В федеративном государстве ее субъекты рассматриваются как государственные (государственноподобные) образования, поэтому возникает проблема распределения предметов ведения между федерацией и ее субъектами.
В различных странах такое распределение осуществляется разными способами. Россия выбрала вариант, при котором четко определяются предметы ведения исключительно России (ст. 71 Конституции РФ), предметы совместного ведения России и ее субъектов (ст. 72 Конституции РФ), а остаточные полномочия передаются субъектам России. Такое распределение предметов ведения между федерацией и ее субъектами вызывает многочисленные споры среди ученых, занимающихся данной проблематикой.Региональное конституционно-уставное нормотворчество – важный элемент федеративного устройства России и всего конституционного поля Российской Федерации. От его совершенствования и развития зависит единство правового поля, стабильность Федерации и реализация полномочий субъектов Федерации. Несмотря на все сложности, которые, подчас, созданы желанием федеральной власти ограничить полномочия органов власти на местах, или наоборот, желанием региональных властей получить больше полномочий, чем это предусмотрено федеральной Конституцией, конституционно-уставное регулирование субъектов Российской Федерации имеет право на существование и развитие. Вопрос только в том, в каком виде.
Полнота и исключительная компетенция субъектов Российской Федерации является не только принципом разграничения предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами, но и одной из основ российского федерализма. Развитие федеративных отношений в России за последнее время характеризуется все большей доминирующей позицией регулирования Российской Федерацией в сфере не только совместного, но и исключительного ведения субъектов Российской Федерации. При этом нет никаких правовых мер, гарантирующих субъектам Российской Федерации осуществлять всю полноту государственной власти в соответствии со статьей 73 Конституции РФ. Данные обстоятельства, без изменения ситуации, окончательно превратят Российскую Федерацию в унитарное государство.
- Некоторые аспекты федеративной ответственности субъектов Российской Федерации в современных условиях российского федерализма
- К вопросу об исключительных предметах ведения субъектов Российской Федерации
- Проблемы конституционного (уставного) нормотворчества субъектов Российской Федерации
- Проблемы определения предметов ведения субъектов России
- Федеральное вмешательство в Российской Федерации
Смотрите также
Усыновление в гражданском процессе
Государственная политика в интересах детей является приоритетной областью
деятельности органов государственной власти, о чем свидетельствуют федеральные
целевые программы «Дети России», дейс ...
Разновидности государственной власти
Проблема государственной
власти занимает важное место среди научных исследований в области общественных
наук. Ученые неоднократно отмечали актуальность данной темы не только для
юридической ...
Правовое положение иностранных граждан
Российская Федерация после распада
Советского Союза, став самостоятельным и независимым государством, вынуждена была
создать свои собственные институты правовых взаимоотношений между государ ...