Муниципальная политика в сфере общественной безопасности
Материалы / Муниципальная политика в сфере общественной безопасности

Защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Современное состояние экономики, несовершенство системы организации государственной власти и гражданского общества, криминализация общественных отношений создают сегодня широкий спектр внутренних угроз безопасности в целом и общественной безопасности в частности.

Основным субъектом обеспечения безопасности прав и свобод личности, материальных и духовных ценностей общества, а также суверенитета и территориальной целостности страны является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей. Конституционное положение о том, что органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения в значительной степени обеспечено положениями Федерального закона от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который к вопросам местного значения относит организацию охраны общественного порядка на территории муниципального образования, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечение первичных мер пожарной безопасности и мероприятий по охране окружающей среды, а также иные вопросы, в различной степени обеспечивающие безопасность личности и общества.

Современное развитие гражданского общества в значительной степени связано с определением политики местного самоуправления, его взаимоотношений с системой органов государственной власти, обеспечивающих общественную безопасность и охрану общественного порядка. Политики, которая способна обеспечить общественный порядок.

В 1992 году впервые в истории нашей страны был принят Закон Российской Федерации «О безопасности». В соответствии с этим Законом безопасность рассматривается как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Впоследствии в Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» 1995 года впервые появился термин «национальная безопасность», а его определение дано в первом Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию «О национальной безопасности» 1996 года.В этом документе сказано: «Национальная безопасность понимается как состояние защищенности национальных интересов от внутренних и внешних угроз, обеспечивающее прогрессивное развитие личности, общества и государства». Данное определение фактически идентично определению понятия «безопасность» в Законе «О безопасности» 1992 года, поскольку совокупность жизненно важных интересов личности, общества, государства и составляет национальные интересы. К тому же основополагающий документ в этой области, впоследствии утвержденный Президентом Российской Федерации в 1997 году назывался Концепцией национальной безопасности Российской Федерации. В 2009 этот документ утратил силу в связи с изданием Указа Президента Российской Федерации «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года»

Анализ показывает, что структура Стратегии полностью соответствует основным положениям Закона "О безопасности" 1992 года. В соответствии с положениями существующей нормативно-правовой базы определение понятия "национальная безопасность" выглядит следующим образом: национальная безопасность, или безопасность нации, есть защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в различных сферах жизнедеятельности от внутренних и внешних угроз, обеспечивающая устойчивое поступательное развитие страны. С развитием и усложнением общественных отношений понятие «безопасность» стало отражать возникающие социальные (научно-технические, культурные и т.д.) аспекты данной проблемы путем дифференциации собственного содержания, проявляющейся в конкретных видах безопасности: личной, общественной, информационной, экономической и т.д. Дифференциация конкретных видов безопасности в современной науке проводится по так называемому предметно-охранительному признаку: если предметом охраны является состояние экономического развития страны, то можно выделять экономическую безопасность; если информационные ресурсы, то - информационную безопасность и т.д.

В связи с этим следует отметить, что недостаточная теоретическая проработка вопросов безопасности отражается и в том, что до сих пор идут споры о возможности использования словосочетания «национальная безопасность». Проблема, по сути дела, кроется в том, что в нашем языке можно образовать прилагательное «национальный» от двух существительных: «нация» и «национальность». Отсюда возникает неоднозначность подходов в понимании термина «национальная безопасность». Следует подчеркнуть, что в тех случаях, когда понятия уже закрепились в научном сообществе и к ним привыкли в практическом использовании, словосочетание с прилагательным «национальный» не вызывает вопросов. Так, говоря о национальном доходе, о национальной экономике, все понимают, что речь идет не о доходах или экономике лиц отдельной национальности, а об общенародном доходе, общенародной экономике. Однако, когда используют понятие «национальная политика», всем ясно, что речь идет о политике в отношении людей различных национальностей. С этой точки зрения использование словосочетания «национальная безопасность» может быть оправданным. Нужно только четко понимать, что в этом понятии речь идет об общенародной безопасности, а чтобы к этому быстрее все привыкли, видимо, следует чаще использовать его в виде словосочетания «безопасность нации», «безопасность российского общества», «общественная безопасность», наконец. В конечном итоге в силу специфики восприятия этнической составляющей понятия «национальная безопасность» в отечественном сознании, возможно, следует заменить это словосочетание понятием «общественная безопасность».

Понятие «безопасность», имея историко-философские корни, видоизменяясь в своем содержании, не теряло своей сущности, которую можно отождествить с основной (типической, устойчивой) его характеристикой - обеспечением безопасности жизнедеятельности человека и общества от различного рода опасностей или угроз.

В нормативно-правовом плане в соответствии с Законом Российской Федерации 1992 г. «О безопасности» безопасность РФ подразделяется в зависимости от местонахождения источника опасности на два типа - внутреннюю и внешнюю безопасность. В основе такого деления лежат территориальные границы между государствами. Сейчас, в условиях глобализации и интернационализации всех сторон общественной жизни, грань между внутренней и внешней безопасностью весьма размыта, а многие угрозы - международный терроризм, наркобизнес, экологические и природные катастрофы - порой трудно привязать к какому-то единому источнику. Тем не менее, такое деление представляется весьма полезным как с теоретической, так и с практической точки зрения, поскольку прежде всего оно позволяет четко классифицировать те или иные концептуальные подходы к решению проблем обеспечения национальной безопасности.

Кроме того, деление на внутреннюю и внешнюю безопасность необходимо и для осознания того, что при обеспечении внутренней безопасности требуются совершенно другие методы, формы и способы, чем при обеспечении внешней безопасности.

Основные направления обеспечения внутренней безопасности России в настоящий период закреплены в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года.

Вопросы обеспечения общественной безопасности в муниципальной образовании встречаются в работах современных российских авторов Барзилова С.И., Бондаря С.С., Зотова В.Б, Морозовой Л.П., Нечипоренко В.С, Широкова А.Н, которые содержат анализ проблем эффективности обеспечения общественной безопасности на муниципальной уровне.

То, что проблема безопасности в любом городе стоит довольно остро обусловило актуальность избранной темы выпускной квалификационной работы и предопределили ее цель и задачи. Цель выпускной квалификационной работы – анализ деятельности органов местного самоуправления в городе Перми в сфере общественной безопасности, изучение практики и проблем реализации основных направлений деятельности по обеспечению общественной безопасности в городе Перми.

Из цели выпускной квалификационной работы вытекают следующие задачи:

Изучить понятие, структуру общественной безопасности, полномочия органов местного самоуправления по обеспечению общественной безопасности;

Раскрыть правовые основы обеспечения общественной безопасности;

Анализ правоохранительной деятельности по обеспечению общественной безопасности;

Рассмотреть мероприятия и сферы деятельности муниципального образования по обеспечению общественной безопасности;

Изучить деятельность органов местного самоуправления в городе Перми в сфере общественной безопасности;

Рассмотреть практику и выявить проблемы реализации основных направлений деятельности по обеспечению общественной безопасности в городе Перми;

В основном деятельность по общественной безопасности в городе Перми осуществляется департаментом общественной безопасности администрации города Перми. Именно место работы автора выпускной квалификационной работы определило объект исследования, которым является департамент общественной безопасности администрации города Перми. Предметом исследования является – деятельность органов местного самоуправления города Перми по обеспечению общественной безопасности.

При написании выпускной квалификационной работы применялись следующие методы исследования:

- беседы и встречи с представителями УВД по городу Перми, МКУ «Пермская дирекция дорожного движения», департамента общественной безопасности администрации города Перми, Министерства общественной безопасности Пермского края;

- мониторинг информации, полученной в департаменте общественной безопасности;

- анализ, сравнение и классификация материала для написания выпускной квалификационной работы.

В качестве информационной базы исследования были использованы следующие источники: Конституция Российской Федерации, федеральные законы Российской Федерации, Указы Президента Российской Федерации, Устав города Перми, Решения Пермской городской Думы города Перми, а также внутренние документы департамента общественной безопасности администрации города Перми.

    Смотрите также

    Договор дарения
    Дарение является одним из старейших договоров гражданского права. Уже в римском праве периода республики (V – I вв. до н.э.) дарение признавалось одним из оснований возникновения права собс ...

    Демократия - недостатки и пороки
    Демократия – означает народовластие, власть народа. Однако так ли это на самом деле? Очевидно, что демократия обладает внутренне присущим ей механизмами и инструментами, обеспечивающими ее ...

    Правовое регулирование права интеллектуальной собственности на международном уровне
    В современных условиях международной экономики в мире все более важным элементом становятся такие важные объекты собственности, как фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживани ...