Южная Осетия, Абхазия, Приднестровье
Страница 1

Термин «замороженный конфликт», отражающий неопределённость правового статуса Южной Осетии, Абхазии, Приднестровья, Нагорного Карабаха, довольно точно передаёт политическую ситуацию вокруг этих регионов.

В последнее время положение «непризнанных государств» снова начинает осложняться, примерами чему являются действия Грузии в Кодорском ущелье и экономическая блокада Приднестровья со стороны Молдовы и Украины.

Следует к этому добавить усиление давления на Россию со стороны США, НАТО, ЕС и других западных структур, стремящихся тем или иным способом ликвидировать пророссийские анклавы.

Анализ идущего порядка 15-ти лет переговорного процесса показывает, что найти вариант, при котором можно совместить интересы государств, желающих восстановить территориальную целостность и в течение многих лет существующих, но дипломатически «непризнанных» республик, невозможно. Все разговоры в рамках компромиссных проектов, например по приднестровскому урегулированию, заканчиваются ничем, когда речь заходит о том, кто будет осуществлять реальный суверенитет на данной территории. Правовые аргументы и дипломатические переговоры о формах автономии являются только формой удержания «замороженного конфликта» от перехода в «горячую» стадию.

Абхазия (Абхазская Республика)

В 1931 году Аб­хазия была преобразована в автономную республику и включена в состав Грузинской ССР.

В условиях начавшихся в 1985 году перестроечных процессов определенные силы Грузии пытались использовать лозунг "сильный центр" и "сильные республики" как возможность легализировать происходящие в ней процессы по выходу из состава СССР без учета интересов абхазского и осетинского народов, имеющих свои национальные автономии.

После распада СССР в решениях Верховного Совета Гру­зинской ССР обходится молчанием вопрос о судьбе автономий, входящих в республику. В то же время, все содержание принятых парламентом Грузии по поводу восстановления прежней государ­ственности решений, в контексте ведущейся всеми общественно-политическими формированиями пропаганды, не оставляло сомнений на тот счет, что в случае выхода Грузии из состава СССР входящие в нее автономии последуют за ней автоматически, в связи с чем не предусматривалось участие представителей Абха­зии, Аджарии и Юго-Осетии в переговорах и подписание ими будущего союзного договора об образовании новой федерации.

25 августа 1990 г. Верховным Советом Абхазской АССР был объявлен суверенитет Абхазии. В 1992-94гг. на территории Абхазии происходил вооруженный конфликт по поводу ее статуса. Республика не подчиняется властям в Тбилиси.

С декабря 1993 года по настоящее время под эгидой международного сообщества ведутся переговоры по урегулированию грузино-абхазских отношений. Прорывом в этих контактах стало «Заявление о мерах по политическому урегулированию грузино-абхазского конфликта», подписанное 4 апреля 1994 г в Москве. Стороны заложили в нем основы конфедеративно федеративных отношений.

Однако уже летом-осенью 1994 г. при молчаливом согласии ООН, России и ОБСЕ грузинская сторона стала отходить от положений документа и даже отвергать его. В этот же период (август-сентябрь 1994 г.) имело место обострение российско-абхазских отношений, вызванное попытками военно-силового воздействия на Абхазию с целью массового (а не поэтапного) возвращения грузинских беженцев под охраной российских миротворцев, что противоречило мандату Миротворческих Сил в зоне конфликта.

В мае 1998 г Грузия все же решила прибегнуть к военно-силовой акции в Гальском районе, но буквально в считанные дни грузинские подразделения были разбиты абхазами. Ставка на военный реванш провалилась, а Грузия потерпела сильнейшее политическое и морально-психологическое поражение.

После прихода к власти президент Михаил Саакашвили решил во что бы то ни стало пробиться в НАТО и Евросоюз, а членство в СНГ является препятствием на пути в эти международные организации. Поэтому сейчас у него первоочередной задачей является подчинение Абхазии и Южной Осетии Тбилиси, Так как после выхода из СНГ проблемы с автономиями могут быть решены не в пользу Грузии.

Реальное повышение статуса автономии в составе Грузии должно основываться на конституционно-правовом разделении властных полномочий, четком определении сфер исключительной компетенции центральных органов государственной власти Грузии, исключительной компетенции автономии, совместной компетенции центральных государственных органов и соответствующих структур автономии. В исключительном ведении центральной власти в которой, законодательно будет гарантировано достойное представительство и автономии должны остаться лишь те вопросы, успешное решение которых в соответствии с общенародными, общегосударственными интересами Грузии на уровне автономии невозможно.

Страницы: 1 2

    Смотрите также

    Государственная служба в налоговых органах и учреждениях прокуратуры
    В рамках реализации административной реформы 9 марта 2004 г. Президентом РФ был принят Указ №314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", согласно котором ...

    Тактические приемы, применяемые следователем при расследовании преступлений
    Сколько человечество помнит себя, на протяжении всего этого времени происходят преступления. Долгие годы криминалисты искали разнообразные пути оптимизации процесса расследования преступных ...

    Милиция общественной безопасности и обеспечение законных интересов граждан ПМР
    Милиция общественной безопасности в системе МВД ПМР, правовые основы создания и функционирования. Осуществляемые в Приднестровской Молдавской Республике глубокие социально-экономические п ...