Нормативная база контрактов купли-продажи
Материалы / Нормативная база контрактов купли-продажи
Страница 1

Нормативной базой для российских коммерсантов при ведении внутренней и внешней торговли является Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ).

При совершении внешнеторговых операций российская сторона и иностранный контрагент обязаны учитывать обязательные положения двусторонних межгосударственных договоров в той их части, которая относится к регулированию торговых отношений.

При этом всегда следует иметь в виду, что положения международных договоров превалируют над нормами национального законодательства.

К таким международным договорам относятся подписанные правительствами стран документы, которые могут иметь различные названия, например «Договоры о торговле и мореплавании», «Договоры о торговом и экономическом сотрудничестве», «Соглашения о торговле и платежах» и т.д.

Основными положениями таких договоров и соглашений, которые могут интересовать коммерсантов, являются:

определение взаимного торгового режима, влияющего на таможенное обложение товаров;

количественные и иные ограничения торговли;

валюта расчетов по торговым и иным платежам;

способы взаимных зачетов при оплате поставок (клиринговые соглашения);

принятие единых для договаривающихся сторон общих условий поставок товаров и т.д.

Поэтому перед началом внешнеторговых операций следует изучить действующие между Российской Федерацией и страной возможного контрагента торговые договоры, обязательные условия которых должны быть учтены в условиях контрактов. Такое изучение условий торговли можно выполнить самостоятельно либо с помощью консультационных фирм, что чаще обеспечивает более оперативное получение результатов с меньшими затратами.

В 60-80-х гг. в практику торговли между СССР и странами — членами Совета экономической взаимопомощи (СЭВ), в который входили бывшие социалистические страны Восточной Европы, а также с Кубой, Социалистической Республикой Вьетнам (СРВ), Корейской Народно-демократической Республикой (КНДР), Китайской Народной Республикой (КНР), Югославией и Финляндией были введены Общие условия поставок товаров и ряд других общих условий, регулирующих, например, поставки машинно-технической продукции, техническое обслуживание и т.д. Общие условия со странами — членами СЭВ носили обязательный характер и превалировали над нормами национального права. С Югославией и Финляндией они носили факультативный характер. Общие условия разрабатывались квалифицированными юристами и прошли апробацию торговлей и арбитражной практикой. В свое время их применение способствовало становлению и развитию сбалансированных отношений между торговыми партнерами и содействовало повышению экономической эффективности торгового сотрудничества.

В связи с этим, если контрагентом по контракту является фирма из перечисленных стран, независимо от того, действуют или уже не действуют соглашения, предусматривающие или рекомендующие применение Общих условий, целесообразно обсудить с ним возможность их применения в целом, либо отдельными разделами, или с исключением неприемлемых разделов и статей. Если в контракте сделать ссылку на общие условия или отдельные их части, то при арбитражном разбирательстве споров они будут рассматриваться как источники права.

Нет сомнения в том, что преодоление экономических кризисов в странах, осуществляющих переход к рыночной экономике, создаст условия для их экономического развития и восстановления разрушенных экономических связей. Тогда, несомненно, встанет вопрос о возвращении во взаимной торговле к Общим условиям на апробированной практикой базе с внесением необходимых корректировок, например, в разделы, связанные с системой взаимных расчетов.

Подтверждением этой перспективы является разработка и принятие в 1992 г. Соглашения об общих условиях поставок между организациями государств — участников Содружества Независимых Государств. Это Соглашение распространяется на отношения только между партнерами из разных государств СНГ независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, в которых созданы предприятия партнеров. При этом следует иметь в виду, что упомянутое Соглашение стран СНГ относится не к договорам купли-продажи товаров, регулируемым ст. 454-505 ГК РФ, а к договорам поставки, заключаемым в рамках межгосударственных соглашений о взаимных поставках товаров. Совершенно очевидно, что необходимо сделать еще один шаг к экономической интеграции, разработав Общие условия поставок товаров по контрактам купли-продажи.

Другой важнейшей формой нормативного регулирования международных торговых отношений являются разрабатываемые международными организациями многосторонние конвенции. Основополагающей для составления условий договоров международной купли-продажи и трактования их условий является Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г., так называемая Венская конвенция. Россия присоединилась к этой Конвенции с 1 сентября 1991 г. Конвенция применима к торговым партнерам, если их главные торговые предприятия находятся в разных странах — участницах этой Конвенции. Всего к 1997 г. Конвенцию подписало 44 страны, в том числе Россия, Украина, Белоруссия, Грузия, Молдавия.

Страницы: 1 2 3 4

    Смотрите также

    Проблемы и перспективы муниципального управления в современной России
    Создание работоспособной и эффективной системы муниципального управления – необходимое условие обеспечения динамичного социально-экономического развития России. Считается, что именно муницип ...

    Демократия - недостатки и пороки
    Демократия – означает народовластие, власть народа. Однако так ли это на самом деле? Очевидно, что демократия обладает внутренне присущим ей механизмами и инструментами, обеспечивающими ее ...

    Процесс становления правового государства
    Проблема формирования правового государства является самой актуальной во всем мире, поскольку большинство стран избрали принципы правового государства в качестве основополагающих и прилагаю ...