Условия формирования правового государства в Российской ФедерацииМатериалы / Процесс становления правового государства / Условия формирования правового государства в Российской ФедерацииСтраница 1
Проблема правового государства является рубежной, стоящей на стыке рассмотрения вопросов государства, с одной стороны, и права, с другой. Поэтому она естественно завершает изучение государственности с позиций осуществления деятельности государства в рамках закона, его подчиненности установкам права.
Российская Федерация как суверенное, независимое государство не может не иметь правового характера, поскольку связанность его деятельности правом и законом соответствует современным социально-экономическим и политическим преобразованиям и обеспечивается развитием народовластия и демократии. Но реализация этих возможностей зависит, с одной стороны, от того, в какой мере идея правового государства обосновывается конституционными гарантиями, с другой – от степени действительного осуществления в условиях российской государственности.
Касаясь первого из отмеченных моментов, нужно подчеркнуть, что идея правового государства впервые истории российского конституционализма получила прямое закрепление в Конституции РФ 1993 г. в качестве необходимого характеристики Российской Федерации. Это имеет большое значение само по себе, поскольку свидетельствует об официальном признании данной идеи, необходимости ее осуществления на конституционном уровне, чего предыдущие конституции не обеспечивали. Но вместе с тем простое терминологическое обозначение России как правового государства еще не достаточно. За формулировкой правовое государство должны стоять не только дополнительные конституционные гарантии демократизации законодательных и правореализационных процессов, но и целая политическая программа развития общества. Все воплощенные в Конституции структуры – социальная, властно-политическая, федеративная и др. – должны быть нацелены против возрождения командно-административных методов управления обществом и ориентированны на обеспечение демократического консенсуса, внедрения свободного регулирования рыночных отношений. Это и будет соответствовать правовому государству в его конституционном воплощении.
Однако российская действительность далеко не всегда развивалась и развивается на основе внедрения черт правовой государственности а реальную жизнь. Поэтому следует учитывать и второй отмеченный выше момент.
К сожалению, в современный период степень действительного внедрения черт правовой государственности в российские политические структуры далека от подлинного осуществления идеи правового государства. Процесс его формирования в условиях нестабильности общества встречает значительные препятствия, связанные с недостаточной развитостью демократии в Российской Федерации, отсутствием цивилизованных подходов к нормальному функционированию правовых норм управления обществом.
Для правового государства важен в первую очередь переход от упрощенного, урезанного «социалистического народовластия» к реальному вовлечению граждан в управление делами общества и государства. И хотя концепция народовластия была разработана в России еще доперестроечный период, она служила юридическим прикрытием фактически осуществлявшейся тоталитарной власти. На деле суверенность государственной власти ничем не обеспечивалась, поскольку в стране имелась другая, действительно реальная власть, носителем которой были не государственные, а партийные структуры. Сейчас же выдвижение народовластия в качестве одной из незыблемых основ конституционного строя имеет в значительной степени программный характер. Само наличие в Российской Федерации сильной исполнительной власти в виде единой, согласованно действующей вертикали сверху донизу, усиленной к тому же новыми полномочиями Президента, закрепленными в Конституции, позволяет рассматривать народовластие лишь как идею, за которой пока стоит авторитарная по своему характеру власть. Между тем только при наличии реального осуществления народовластия возможно создание гражданского общества как условие правового государства.
Смотрите также
Допрос несовершеннолетних
На всех стадиях уголовного
судопроизводства важное значение имеет выполнение задач борьбы с преступностью.
Достижение этой цели определяется тем, насколько научно обосновано, тактически
пра ...
Статус депутата Законодательного Собрания в Тверской области
Выбрав предметом работы
тему «Конституционно-правовой статус депутата Законодательного Собрания
Тверской области», автор работы счел этот вопрос наиболее интересным в области
Конституционно ...
Трудовые пенсии
В декабре 2001 года были приняты
важнейшие законодательные акты, способствующие обеспечению устойчивости,
всемерному укреплению и дальнейшему развитию трудовых отношений.
С 1 января ...