Субъекты административного процесса. Понятие, принципы и особенности государственной гражданской службы
Материалы / Субъекты административного процесса. Понятие, принципы и особенности государственной гражданской службы
Страница 1

К числу субъектов административного процесса КоАП РФ (глава 25) относит: лиц, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевших, законных представителей физических и юридических лиц, защитников и представителей потерпевшего, свидетелей, понятых, специалистов, экспертов, переводчиков, прокуроров.

Так, лицо, которому инкриминируется совершение административного правонарушения, вправе знакомиться с материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства, пользоваться юридической помощью адвоката или иного лица, приглашенного им по выбору, выступать на родном языке и пользоваться при необходимости услугами переводчика, обжаловать вынесенное по делу постановление. Дело рассматривается в его присутствии. Если имеются данные о его своевременном извещении о месте и времени рассмотрения дела и от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела, оно может быть рассмотрено в его отсутствие. По некоторым делам присутствие привлекаемого к административной ответственности является обязательным (например, при рассмотрении дел, влекущих административный арест или административное выдворение).

На время рассмотрения обстоятельств дела, обсуждение которых может оказать отрицательное влияние на несовершеннолетнее лицо, последнее может быть удалено на время рассмотрения таких обстоятельств.

Потерпевшим признается физическое или юридическое лицо, которому административным правонарушением причинен моральный, физический или имущественный вред.

От одноименной уголовно-правовой категории данное определение отличается по:

- юридическому факту, его порождающему (административное правонарушение, а не преступление);

- характеру причиненного вреда (в уголовном праве спектр причиняемого преступлением вреда шире, включает и иные виды вреда);

- нормативному закреплению (в уголовном праве – это УПК РФ, для административного права – КоАП).

Общие признаки, характеризующие понятие "потерпевший":

- потерпевшим признают как физическое, так и юридическое лицо;

- причинение вреда (при этом вид вреда зависит от лица, которому причинен вред);

- вред причинен правонарушением.

В производстве по делу об административном правонарушении о признании потерпевшим не принимается специального решения в виде отдельного постановления или определения. Статус гражданина или юридического лица в качестве потерпевшего записывается в протоколе об административном правонарушении либо в постановлении прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении и указанным лицам разъясняются их права и обязанности.

Потерпевший вправе:

- ознакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении;

- давать объяснения;

- представлять доказательства;

- заявлять ходатайства и отводы;

- пользоваться юридической помощью представителя;

- обжаловать постановление по данному делу;

- пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ .

В отличие от свидетеля потерпевший заинтересован в исходе дела особенно тогда, когда он считает, что ему причинен материальный вред. Интересы потерпевшего и органов, осуществляющих производство по делам об административных правонарушениях, могут совпадать. Однако при оценке показаний потерпевшего следует иметь в виду возможность несовпадения интересов потерпевшего и органов административной юрисдикции. Потерпевший, обратившийся к компетентным субъектам за защитой своих интересов, может быть не заинтересован в раскрытии истины по делу и своими показаниями препятствовать установлению фактических обстоятельств. Да и сами органы, осуществляющие производство по делам об административных правонарушениях, могут пренебречь интересами потерпевшего.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

    Смотрите также

    Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение
    Систематизация норм налогового законодательства, выразившаяся в принятии Налогового кодекса РФ, явилась объективным требованием существующей, внутренне целостной налоговой системы. Ранее ...

    Международно-правовой статус Совета Европы
    Совет Европы как региональная международная организация существует с 1949 г. Учрежденный десятью западноевропейскими государствами, на сегодняшний день он насчитывает 47 государств-членов и ...

    Организация Североатлантического договора
    Во все времена государства объединялись в военные блоки и союзы для защиты своих интересов. С развитием международных отношений такие союзы стали носить все более глубокий характер. Устав О ...