Понятие публичного уголовного преследования
Материалы / Уголовное преследование по делам публичного обвинения / Понятие публичного уголовного преследования
Страница 2

Данная классификация применима к понятию «публичное уголовное преследование».

Невозможно не отметить проблемный вопрос, касающийся разграничения «публичного уголовного преследования» и близкого ему по значению понятия «обвинение».

В соответствии с УПК РФ под обвинением понимается «утверждение о совершении определенным лицом деяния, запрещенного уголовным законом, выдвинутое в порядке, установленном настоящим Кодексом». В уголовно-процессуальной литературе сформировалось три основных подхода к вопросу соотношения категорий «публичное уголовное преследование» и «обвинение»:

1) уголовное преследование более широкое понятие, чем обвинение;

2) уголовное преследование – обвинение в широком (процессуальном) смысле. В рамках данного подхода интересна позиция Ф.М.Кудина и Е.И.Зубенко, которые в своей статье пришли к выводу о том, что обвинительную деятельность, то есть обвинение в его процессуальном смысле правильно считать уголовным преследованием и, соответственно, функцию обвинения – функцией уголовного преследования, так как «признание единства сущности и направленности обвинительной деятельности и уголовного преследования исключает необходимость двуединого понимания обвинения». А также данные процессуалисты считают, что во избежание различного толкования обвинение следует в соответствии с законом именовать уголовным преследованием, а ее направление – функцией уголовного преследования, а не функцией обвинения.

3) «обвинение – родовое понятие, которое шире понятия «уголовное преследование», являющегося одним из видов обвинения».

Неретин Н. в своей статье отметил, что соотносятся по сути не два понятия, а пять:

- уголовное преследование как функция (п. 45 ст. 5 УПК РФ);

- уголовное преследование как процессуальная деятельность (п. 55 ст. 5 УПК РФ);

- обвинение как функция (п. 45 ст. 5, ч. 2 ст. 15 УПК РФ);

- обвинение как процессуальная деятельность (ч. 1 ст. 20 УПК РФ);

- обвинение как утверждение о совершении определенным лицом деяния, запрещенного уголовным законом (п. 22 ст. 5 УПК РФ).

Так как в законе (ч. 2 ст. 15 УПК РФ) выделяются такие уголовно-процессуальные функции, как обвинение, защита и разрешение уголовного дела, Неретин Н. пришел к заключению, что «уголовное преследование необходимо рассматривать в значении процессуальной деятельности, осуществляемой для реализации функции обвинения».

Заслуживает внимания точка зрения процессуалистов, рассматривающих обвинение как направление процессуальной деятельности, осуществляемое с момента вынесения постановления о привлечении в качестве обвиняемого, то есть обвинение как процессуальная функция распространяется лишь на лицо, в отношении которого в установленном законом порядке выдвинуто утверждение о совершении им преступления, т.е. на лицо, привлекаемое к уголовной ответственности в качестве обвиняемого. Публичное уголовное преследование следует относить не к акту возбуждения уголовного дела, а к привлечению лица к уголовной ответственности в качестве обвиняемого, оно может быть начато и до привлечения лица в качестве обвиняемого – при появлении в деле подозреваемого, так как в отношении этого лица производятся действия, направленные на его изобличение. Таким образом, с точки зрения М.А.Чельцова, «понятие уголовного преследования шире понятия уголовного обвинения». По мнению М.А.Чельцова, уголовное преследование фактически сближалось с производством по делу в целом. Следует также отметить мнение некоторых процессуалистов, в частности А.В.Федотова, считающего, что «понятием «уголовное преследование» охватывается не только процессуальная деятельность, но и оперативно-розыскная, а также иные действия, предпринимаемые дознавателем и следователем в соответствии с п. 38 ст. 5 УПК РФ (например, фактическое задержание, проведение документальных проверок, ревизий и др.)».

Страницы: 1 2 3 4 5

    Смотрите также

    Проблемы и перспективы муниципального управления в современной России
    Создание работоспособной и эффективной системы муниципального управления – необходимое условие обеспечения динамичного социально-экономического развития России. Считается, что именно муницип ...

    Органы государственной власти
    Государство реально действует, проявляет себя только как система, как упорядоченная совокупность специальных органов, коллективов людей, осуществляющих управление делами общества от его име ...

    Правоотношения сроков исковой давности
    Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации, введенная в действие с I января 1995 г., коренным образом изменила принципы, основания и условия применения к имущественным, неимущест ...