Понятие публичного уголовного преследованияМатериалы / Уголовное преследование по делам публичного обвинения / Понятие публичного уголовного преследованияСтраница 2
Данная классификация применима к понятию «публичное уголовное преследование».
Невозможно не отметить проблемный вопрос, касающийся разграничения «публичного уголовного преследования» и близкого ему по значению понятия «обвинение».
В соответствии с УПК РФ под обвинением понимается «утверждение о совершении определенным лицом деяния, запрещенного уголовным законом, выдвинутое в порядке, установленном настоящим Кодексом». В уголовно-процессуальной литературе сформировалось три основных подхода к вопросу соотношения категорий «публичное уголовное преследование» и «обвинение»:1) уголовное преследование более широкое понятие, чем обвинение;
2) уголовное преследование – обвинение в широком (процессуальном) смысле. В рамках данного подхода интересна позиция Ф.М.Кудина и Е.И.Зубенко, которые в своей статье пришли к выводу о том, что обвинительную деятельность, то есть обвинение в его процессуальном смысле правильно считать уголовным преследованием и, соответственно, функцию обвинения – функцией уголовного преследования, так как «признание единства сущности и направленности обвинительной деятельности и уголовного преследования исключает необходимость двуединого понимания обвинения». А также данные процессуалисты считают, что во избежание различного толкования обвинение следует в соответствии с законом именовать уголовным преследованием, а ее направление – функцией уголовного преследования, а не функцией обвинения.
3) «обвинение – родовое понятие, которое шире понятия «уголовное преследование», являющегося одним из видов обвинения».
Неретин Н. в своей статье отметил, что соотносятся по сути не два понятия, а пять:
- уголовное преследование как функция (п. 45 ст. 5 УПК РФ);
- уголовное преследование как процессуальная деятельность (п. 55 ст. 5 УПК РФ);
- обвинение как функция (п. 45 ст. 5, ч. 2 ст. 15 УПК РФ);
- обвинение как процессуальная деятельность (ч. 1 ст. 20 УПК РФ);
- обвинение как утверждение о совершении определенным лицом деяния, запрещенного уголовным законом (п. 22 ст. 5 УПК РФ).
Так как в законе (ч. 2 ст. 15 УПК РФ) выделяются такие уголовно-процессуальные функции, как обвинение, защита и разрешение уголовного дела, Неретин Н. пришел к заключению, что «уголовное преследование необходимо рассматривать в значении процессуальной деятельности, осуществляемой для реализации функции обвинения».
Заслуживает внимания точка зрения процессуалистов, рассматривающих обвинение как направление процессуальной деятельности, осуществляемое с момента вынесения постановления о привлечении в качестве обвиняемого, то есть обвинение как процессуальная функция распространяется лишь на лицо, в отношении которого в установленном законом порядке выдвинуто утверждение о совершении им преступления, т.е. на лицо, привлекаемое к уголовной ответственности в качестве обвиняемого. Публичное уголовное преследование следует относить не к акту возбуждения уголовного дела, а к привлечению лица к уголовной ответственности в качестве обвиняемого, оно может быть начато и до привлечения лица в качестве обвиняемого – при появлении в деле подозреваемого, так как в отношении этого лица производятся действия, направленные на его изобличение. Таким образом, с точки зрения М.А.Чельцова, «понятие уголовного преследования шире понятия уголовного обвинения». По мнению М.А.Чельцова, уголовное преследование фактически сближалось с производством по делу в целом. Следует также отметить мнение некоторых процессуалистов, в частности А.В.Федотова, считающего, что «понятием «уголовное преследование» охватывается не только процессуальная деятельность, но и оперативно-розыскная, а также иные действия, предпринимаемые дознавателем и следователем в соответствии с п. 38 ст. 5 УПК РФ (например, фактическое задержание, проведение документальных проверок, ревизий и др.)».
Смотрите также
Понятие и основы местного самоуправления
Территория любого государства
(кроме «карликовых государств» — Науру, Тувалу и др., где на мелких островах
проживают иногда лишь 7—10 тыс. человек) разделена на административные единицы.
Он ...
Снова о контрактах - законодательство и судебная практика
Контрактная форма найма действует в
республике около 9 лет. Однако при применении законодательства о контрактах
по-прежнему возникают вопросы, которые требуют разъяснения, поскольку на
прак ...
Государственное управление подготовкой кадров в сфере культуры и досуга
С 2003 года в системе
государственного управления начались преобразования направленные на решение
вопросов конструирования управляющих систем представительных органов субъектов
Федерации и ...