Публичное уголовное преследование как институт уголовно-процессуального права
Материалы / Уголовное преследование по делам публичного обвинения / Публичное уголовное преследование как институт уголовно-процессуального права
Страница 2

Введение в УПК РФ категории «уголовное преследование по делам публичного обвинения» создало предпосылки для оформления в российском уголовном судопроизводстве нового процессуального института, регламентирующего порядок изобличительной деятельности, осуществляемой стороной обвинения в отношении подозреваемого, обвиняемого по уголовному делу публичного обвинения.

Таким образом, в данной главе рассмотрим публичное уголовное преследование как институт уголовно-процессуального права.

Основные нормы, регулирующие порядок реализации уголовного преследования по дела публичного обвинения в уголовном судопроизводстве, определяют его как самостоятельный процессуальный институт, обозначая его задачи, содержание и место в системе смежных институтов уголовно-процессуального права (ст. 6, ч. 1, 4, 5 ст. 20, 21- 25, 27, 28, 28.1 УПК РФ).

Институт уголовного преследования по делам публичного обвинения можно рассматривать как сложный, или комплексный, который заимствует в свой состав и нормы других институтов.

По мнению некоторых процессуалистов, правовые нормы иных институтов, по своему назначению входящие в структуру института уголовного преследования по делам публичного обвинения, составляют его содержание. Рассмотрение непосредственно содержания уголовного преследования как института права первым предпринял З.Д.Еникеев. Он, раскрывая сущность данного института, включил в его содержание и другие институты, примыкающие к уголовному преследованию. Это институты: «разъяснения понятий уголовного преследования и его элементов; принципов и субъектов уголовного преследования; возбуждения уголовного дела; подозрения и обвинения; подследственности и общих условий уголовного преследования; отказа от уголовного преследования; приостановления, окончания уголовного преследования и возмещения ущерба, причиненного преступлением; мер процессуального принуждения, доказывания, предупреждения и пресечения преступлений». В процессуальной литературе также имеет место мнение о том, что научные выводы З.Д.Еникеева неточны, так как институт публичного уголовного преследования – это единый институт, а не множественность институтов. А также процессуалисты отмечают, что к институту публичного уголовного преследования некорректно относить нормы, определяющие подследственность уголовных дел, отказ от уголовного преследования, приостановление уголовных дел и предупреждение преступлений.

Роль и назначение исследуемого уголовно-процессуального института публичного уголовного преследования велика. Прежде всего эта роль определяется назначением института уголовного преследования, которое закреплено в ст. 6 УПК РФ, выше содержание данной статьи было указано.

Главная роль в решении задач по борьбе с преступностью, безусловно, принадлежит уголовно-процессуальному институту публичного уголовного преследования, что не вызывает принципиальных споров в доктрине уголовного процесса. Эффективность функционирования исследуемого института в правоприменительной деятельности напрямую связана с эффективностью развития всех институтов уголовно-процессуального законодательства. Следует констатировать, что после принятия в 2001 г. УПК РФ его институты постоянно модернизируются, в них вносятся многочисленные изменения, дополнения, происходит отмена норм и даже институтов данной отрасли права.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

    Смотрите также

    Институт авторского права по российскому законодательству
    Авторское право в России появилось лишь в начале XIX веке (1828г.), где право автора на созданное им произведение трактовалось как право собственности, которым можно торговать. Сто семьдесят ...

    Правовое положение иностранных граждан
    Российская Федерация после распада Советского Союза, став самостоятельным и независимым государством, вынуждена была создать свои собственные институты правовых взаимоотношений между государ ...

    Задачи и основные направления деятельности организационно-инспекторских аппаратов органов внутренних дел
    Для того чтобы деятельность штабов была высокоэффективной, она должна отвечать определенным требованиям, а именно: организованности, целеустремленности, оперативности, предвидения и предусм ...