Особенности проведения производственного и общественного экологического контроля
Материалы / Правовые основы экологического контроля в Российской Федерации / Особенности проведения производственного и общественного экологического контроля
Страница 1

Производственный экологический контроль - система мероприятий, проводимых на объектах хозяйственной и иной деятельности. Он осуществляется за счет собственных средств природопользователя, а также может субсидироваться и из иных источников.

На уровне конкретного природопользователя производственный экологический контроль осуществляется на основе Положения о производственном экологическом контроле, которое разрабатывается природопользователем с учетом требований экологического законодательства. Его специфика заключается в обеспечении охраны окружающей среды и экологической безопасности посредством соблюдения природопользователями экологических требований, нормативов и нормативных документов в области охраны окружающей среды, а также мер, направленных на предотвращение, выявление и пресечение нарушений законодательства.

В настоящее время отсутствуют акты о порядке проведения и осуществления производственного экологического контроля. Деятельность каждого предприятия определяется его правами и обязанностями по охране окружающей среды, которые подразделяются на две группы. Первая включает права и обязанности предприятия в области природопользования, в частности по пользованию землей, водами, недрами, лесами и т.д., которые конкретизируются в актах природоресурсного законодательства. Они реализуются с соблюдением предусмотренных в законодательстве экологических требований, в связи, с чем у предприятия возникают соответствующие обязанности. Вторую группу образуют права и обязанности, касающиеся непосредственно его природоохранной деятельности: по планированию природоохранных мероприятий, совершенствованию технологий производства, экономическому стимулированию, подготовке кадров и повышению их квалификации, учету и отчетности в области охраны окружающей среды.

Производственный контроль проводится предприятиями, организациями, учреждениями конкретных ведомств, юридическими лицами независимо от форм собственности, и физическими лицами, осуществляющими любые виды деятельности, в результате которой происходит загрязнение атмосферного воздуха, образование отходов, сточных вод. Природопользователи осуществляют хозяйственную деятельность в соответствии с конкретными требованиями природоохранного законодательства. Обязательные основные требования, предъявляемые к продукции, процессам ее производства, эксплуатации, хранению, перевозке, реализации и утилизации, содержатся в ведомственных нормативных правовых актах и нормативно-технических документах: государственных и отраслевых стандартах, санитарных нормативах и правилах, руководящих документах, методических указаниях и прочих. Для выполнения этих нормативов обычно используется экологическая служба природопользователя - это совокупность структурных подразделений в системе органов управления предприятием, иных подразделений, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, в том числе производственный экологический контроль.

Обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц является одним из принципов охраны окружающей среды.

В России отсутствуют нормативные акты, регламентирующие организацию и осуществление общественного контроля, что существенным образом тормозит его становление. В связи с этим граждане и общественные объединения не в состоянии эффективно реализовать провозглашенное в ст. 68 Закона "Об охране окружающей среды" право общественного экологического контроля.

Отсутствие утвержденного порядка проведения общественного контроля создает для указанных субъектов значительные трудности в осуществлении независимых проверок соблюдения экологического законодательства.

Отсутствие эффективно действующего общественного экологического контроля связано, во-первых, с отсутствием необходимого количества желающих заниматься общественным контролем. В обществе возникает падение престижа общественной (неоплачиваемой) работы, и экологической деятельности, в частности. Во-вторых, отсутствие регламентированного порядка общественного экологического контроля, прав, обязанностей и ответственности общественных контролеров, а так же государственных гарантий по компенсации неблагоприятных последствий такой деятельности. Ни государственные органы, ни сами общественные организации, имеющие такие инспекции, не могут взять на себя ответственность за любые последствия общественного экологического контроля, и не обязаны нести ответственность за безопасность, жизнь и здоровье общественных инспекторов.

Страницы: 1 2

    Смотрите также

    Проблемы правового регулирования суррогатного материнства
    Мы всем хорошо знаем как велико значение семьи в жизни каждого человека, общества и государства. Именно семья для каждого человека неисчерпаемый источник любви, преданности и поддержки. ...

    Комплексная характеристика института отбывания наказания в виде лишения свободы в воспитательных колониях
    Актуальность мой темы заключается в том что, в структуре общества молодежь рассматривается как одна из самых многочисленных возрастных групп населения, занимающая заметное место в политичес ...

    Недействительность сделок
    Сделки играют большую роль в хозяйственной жизни. О значении сделок можно судить уже потому, что все участники гражданского оборота осуществляют «Жизнь в праве» главным образом путем соверш ...