Временное правительство
Страница 1

2 марта 1917 г. Временный комитет членов Государственной Думы во главе с М.В.Родзянко объявил о создании Временного правительства. Возглавил правительство близкий к кадетам князь Г.Е.Львов.

В состав Временного правительства вошли министры — иностранных дел П.

Н. Милюков (кадет), военный и морской А.И. Гучков (октябрист), путей сообщения Н.В. Некрасов (кадет), торговли и промышленности А.И. Коновалов (прогрессист), финансов М.И. Терещенко (внепартийный), просвещения А.А. Мануйлов (кадет, бывший ректор Московского университета), земледелия А.И. Шингарев (кадет), юстиции А.Ф. Керенский (трудовик, с марта эсер) и др. Резиденцией Временного правительства стал Мариинский дворец, а с июля — Зимний дворец.

Соперником правительства в борьбе за политическое влияние выступил Петроградский Совет рабочих депутатов. Формируемый из числа рабочих он быстро терял работоспособность из-за огромного количества депутатов (2 тысячи человек). Поэтому решающую роль в определении политики Петросовета играл Исполком (ИК). Он создавался как путем выборов, так и путем представительства от центральных комитетов социалистических партий. Возглавили Исполком А.Ф. Керенский и меньшевики М.И.Скобелев и Н.С. Чхеидзе. Последний в конце марта был избран председателем ИК. В июне 1917 г. возник Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (председатель Чхеидзе), созданный Первым Всероссийским съездом Советов рабочих и солдатских депутатов (3-24 июня 1917 г.).

Наряду с ними существовал Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) крестьянских депутатов. Его председателем стал эсер Н.Д. Авксентьев. Резиденцией Петросовета , а затем и ВЦИК стал Таврический дворец , а с 4 августа — Смольный институт. Первым и главным документом Февральской революции стал "Приказ № 1" Петросовета по Петроградскому военному округу от 1 марта 1917 г. Согласно приказу, в армии и на флоте из представителей "нижних чинов" создавались выборные комитеты, подчиненные непосредственно Совету. Боевое оружие находилось в непосредственном распоряжении этих комитетов и "ни в коем случае" не выдавалось офицерам. Солдатам и матросам "вне службы и строя" предоставлялись политические и гражданские права, запрещалось грубое к ним обращение, в т.ч. обращение на "ты"; наконец, отменялось титулование офицеров "ваше превосходительство", "благородие" и т.п., вводилось единое обращение "господин". Положения "Приказа" вскоре распространились на все вооруженные силы страны.

Поддержав солдатские массы, Советы стали с их помощью реальными, а затем и единственными органами государственной власти. В то же время двоевластие в вооруженных силах подрывало их боеспособность, сеяло семена раздора, который перерос рамки борьбы за власть и вылился в кровавую гражданскую войну. "Человек с ружьем" был втянут в активную общественно-политическую жизнь, и остался в ней на долгие годы.

В февральские дни Советы взяли власть фактически. Они смогли пустить заводы, транспорт, наладить выпуск газет, бороться с бандитизмом и спекуляцией, установить порядок в городе. Однако формально, юридически государственная власть была в руках Временного правительства. Оно ведало назначениями, издавало декреты и воззвания, которые обретали силу закона при поддержке Совета. В противном случае правительство теряло опору. Эсеро-меньшевистское руководство Петросовета стремилось не допустить этого и обеспечить правительству полную поддержку. Возникшее двоевластие составило главную особенность Февральской буржуазно-демократической революции.

За неполные восемь месяцев существования Временного правительства произошло четыре правительственных кризиса, из которых каждый последующий был глубже и длительнее предыдущего. Первое, однородное правительство князя Г.Е. Львова просуществовало ровно два месяца. Апрельский кризис, вызванный нотой Милюкова, привел к его отставке. 5 мая было создано первое коалиционное правительство из министров "капиталистов" и министров-социалистов.

Страницы: 1 2

    Смотрите также

    Уголовное право
    Уголовный закон — это нормативно-правовой акт, принимаемый высшими органами государственной власти и состоящий из взаимосвязанных норм, определяющих основания и принципы уголовной ответстве ...

    Система организационной защиты конфиденциальной информации
    В соответствии со ст. 6 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и защите информации" вопросы ограничения доступа к информации, определения порядка и условий ...

    Меры поощрения осужденных
    Сегодня построение основ российской государственности предполагает совершенствование деятельности всех звеньев пенитенциарной системы и, в том числе, мер поощрения, применяемых к осужденным. ...