Формирование и развитие советской правовой системы

Советская правовая система начала формироваться с первого дня создания советского государства. Акты правительства по предложению Ленина было решено называть Декретами – по примеру парижской Коммуны.

Первыми правовыми актами были Декрет о мире и Декрет о земле, принятые на 2-м Съезде Советов.

10 ноября 1917 г. ВЦИК принял декрет «Об уничтожении сословий и гражданских чинов». Прежние сословные звания: дворяне, купцы, мещане и другие были упразднены и установлено одно общее для всего населения наименование – гражданин Российской Советской Республики.

3 января 1918 года ВЦИК принял «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа», написанную Лениным, в которой были записаны уже принятые важнейшие законы Советского государства: о власти Советов, земле, мире, рабочем контроле, национализации банков, аннулировании царских займов и т.д. Декларация утверждала внутреннюю и внешнюю политику Советского государства, провозглашала основную задачу революции – уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, беспощадное подавление эксплуататоров, установление социалистической организации общества.

Декретом от 20 января 1918 года были отделены церковь от государства и школа от церкви. Религия и церковь были объявлены частным делом граждан.

Первым важнейшим законодательным актом Советского правительства по национальному вопросу была «Декларация прав народов России», опубликованная 2 ноября 1917 года, которая провозгласила основные принципы национальной политики Советской власти.

10 июля 1918 года V Всероссийским съездом Советов была принята первая Советская Конституция.

В результате Февральской буржуазно - демократической революции произошли существенные изменения в государственном строе России. Прежде всего, изменилась форма правления, в этом отношении Россия догнала передовые капиталистические страны. На смену царской монархии пришла буржуазная республика, которая фактически установилась с первых дней после свержения самодержавия. Высшим органом государственного управления в стране стало Временное правительство, призванное осуществлять исполнительно-распорядительные функции впредь до созыва Учредительного собрания, которое и должно было окончательно определить конструкцию власти и государственного управления. Функции и полномочия Временного правительства никем не определялись, фактически оно временно выполняло также функции высшего органа государственной власти (в том числе законодательные).

На роль временного главы государства претендовал Временный комитет Государственной думы. Однако Временное правительство высшим органом государственной власти в стране считало Сенат.

Коренным образом изменилась форма правления. Россия стала сначала монархией без монарха, а затем была провозглашена республикой.

Форма государственного единства не претерпела сколько-нибудь заметных изменений. В России в принципе сохранялся бюрократический унитаризм. Временное правительство стремилось сохранить единую и неделимую Россию, хотя в стране развивалось движение за независимость, федерацию, автономию многочисленных народов павшей империи.

    Смотрите также

    Правовое регулирование иностранных инвестиций в России и в зарубежных странах
    Формирование единого рыночного и экономического пространств требует свободного перемещения всех факторов производства. Глобальная взаимосвязь международных экономических отношений в совреме ...

    Уголовное преследование по делам публичного обвинения
    В настоящее время тема «Уголовное преследование по делам публичного обвинения» является значимой и актуальной, так как российскому уголовному процессу свойственно публичное начало. Оно заклю ...

    Правовое регулирование права собственности на землю Республики Казахстан
    С введением частной собственности на землю право распоряжения землей наполнилось качественно новым содержанием. Земельная реформа в Республике Казахстан, ликвидация монополии государстве ...