Место и роль государства в политической системе общества
Материалы / Обзор ряда вопросов по теории государства и права / Место и роль государства в политической системе общества
Страница 7

Правотворческий процесс, его стадии

Правотворчество протекает как определенный процесс, который в своем развитии проходит несколько этапов или стадий. Вопрос о стадиях правотворческого процесса является дискуссионным.

Наиболее приемлемой представляется т.з. согласно которой правотворческий процесс состоит из 2-ух этапов.

1-ый этап правотворчество связано с подготовкой проекта НА. Этот этап является подготовительным, проходит 4 основные стадии:

1. связано с принятием решения о подготовке проекта соответствующего НА. Нередко такое решение выражается в утверждении плана законопроектных работ, того или иного правотворческого органа.

2. связано с разработкой (подготовкой) проекта НА. Проект НА может разрабатываться самим органом или поручается тем или иным органам или каким то лицам.

3. стадия предварительного обсуждения проекта НА.

4. доработка и утверждение проекта НА.

2-ой этап правотворчества связан с принятием НА. Это основной этап правотворчества, который в своем развитии тоже проходит 4-ре стадии. Начинается с

1-ой стадии -правотворческой инициативы. Это внесение проекта НА в правотворческий орган. Разновидностью правотворческой инициативы является законодательная инициатива - это внесение проекта закона в законодательный орган.

2-ая стадия связана с обсуждением проекта НА в правотворческом органе.

3-ая связана с принятием НА правотворческим органом (кульминация).

4-ая стадия это стадия подписания НА и его официального опубликования (промульгация).

Правотворческая техника: понятие, виды и содержание

Правотворческая техника - совокупность правил, средств и приемов, которые используются при подготовке, оформлении и опубликовании НПА.

Правотворческая техника - вид юр. техники (это совокупность правил, способов и приемов которые используются при подготовке, оформлении и систематизации нормативных и индивидуальных правовых актов).

Законодательная техника в широком смысле = правотворческой технике.

Законодательная техника в узком смысле - совокупность правил, средств и приемов, которые используются при подготовке, оформлении и опубликовании законов. Законодательную технику в узком смысле надо различать как вид правотворческой техники. Содержание:

1. правила правотворческой техники: внешнее оформление НА, содержание и сторона НА, изложение норм права в НА, опубликование НА;

2. средства правотворческой техники: юр. терминология (общеупотребляемые, специально юр., специально неюр.) и юр. конструкции (модельный закон)

3. приемы, способы правотворческой техники: форма изложения (нормативный и повествовательный), от степени обобщенности нормативного материала (абстрактный и казуистический), от степени полноты изложения правовых норм (прямой, ссылочный, бланкетный).

Понятие, признаки и состав правоотношений

П/о - урегулированные нормами позитивного права и охраняемые гос. конкретные волевые о/о, участники которых становятся носителями юридических прав и обязанностей.

Признаки: это о/о правовые, урегулированы позитивным правом, конкретные волевые о/о, охраняемые гос., участники становятся носителями юр. прав и обязанностей.

Есть конкретные п/о. Конкретные п/о - это выраженная в корреспондирующих друг - другу субъективных юр. правах и обязанностях и обеспеченная гос.-вом правовая связь участников о/о, которая устанавливается нормами позитивного права, а т.ж. индивидуальными правовыми актами. Признаки: они представляют собой определенную связь между участниками, это правовая связь, она определяется нормами позитивного права и индивидуальными правовыми актами, эта связь выражена в корреспондирующих друг другу правах и обязанностях, правовая связь обеспечивается гос. Состав: субъекты (упаравомоченные и обязанные), содержание и объекты (то по поводу чего складываются п/о).

По отраслевому признаку (конституционные, адм., гражд., уг., и тд).

С учетом характера правовых отношений: материальные и процессуальные;

В зависимости от функциональной роли: регулятивные и охранительные. Регулятивные правоотношения складываются на основе регулятивных норм, охранительные на основе охранительных.

Из природы юр. обязанности (с учетом поведения обязанной стороны): на активные (активного типа) и пассивные (пассивного типа). В активных правоотношениях обязанная сторона должна вести себя активно, т.е. совершать определенные действия. В пассивных, обязанная сторона должна вести себя пассивно т.е. воздерживаться от совершения определенных действий (никто не в праве посягать на чужую собственность).

По степени определенности субъектов (участников) правовые отношения: абсолютные (четко определена и конкретизирована управомоченная сторона.) и относительные (чётко определены и конкретизированы обе стороны: управомоченная обязанная).

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

    Смотрите также

    Судебные расходы
    Под судебными расходами в хозяйственном процессе понимаются затраты, которые несут стороны, а также третьи лица, заявляющие самостоятельные требования на предмет спора, в связи с рассмотрен ...

    Единый реестр судебных решений. Ограничения режима общего доступа
    Сегодня 31 марта 2012 г. при заходе в Единый реестр судебных решений, вдруг обнаружил. что уже действует новая бете-версия реестра. Скорость открытия документов реестра просто убивает. Но при этом, е ...

    Нечестная предпринимательская практика
    Свободному выбору и волеизъявлению потребителя может препятствовать торговая практика, называемая «нечестной». В процессе ознакомления с продукцией покупатель может столкнуться с нечестно ...