Субъекты и объекты разгосударствления и приватизации собственности
Материалы / Разгосударствление и приватизация / Субъекты и объекты разгосударствления и приватизации собственности
Страница 1

Государство, как и любой другой собственник в лице органов власти и управления, пользуется и распоряжается своими объектами, а также определяет, какие объекты приватизировать. Согласно действующему законодательству объектами приватизации в Республике Беларусь являются:

· государственное и общественное жилье;

· государственные предприятия, учреждения, организации;

· структурные единицы объединений и структурные подразделения предприятий;

· государственное имущество, сданное в аренду;

· доли (паи, акции), принадлежащие Республике Беларусь и административно-территориальным единицам в имуществе субъектов хозяйствования.

Основными объектами, по которым ведется учет объемных показателей приватизации, являются действующие предприятия и их структурные подразделения, т.е. объекты, включенные во вторую и третью группы.

В соответствии с законодательством государственные предприятия в процессе своей хозяйственной деятельности имеют право с разрешения собственника продавать (отчуждать) или передавать основные фонды, находящиеся у них на балансе.

Требования Закона «О разгосударствлении и приватизации» и процедура приватизации не распространяются на случаи отчуждения государственными предприятиями имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения.

Объектами первоочередной приватизации являются предприятия:

· розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания;

· легкой, пищевой, деревообрабатывающей промышленности;

· строительства, автотранспорта (за исключением пассажирского);

· предприятия, перерабатывающие сельскохозяйственную продукцию и обслуживающие сельское хозяйство, а также убыточные предприятия всех отраслей.

Не подлежат разгосударствлению и приватизации предприятия (объединения), организации и виды имущества, отнесенные Законом Республики Беларусь «Об объектах, находящихся только в собственности государства» к перечню объектов, которые могут находиться только в собственности государства.

С учетом различных форм и способов разгосударствления и приватизации, а также разнообразия объектов в Республике Беларусь, на практике сложились определенные подходы к приватизации. Так, можно считать, что приватизация объектов республиканской и коммунальной собственности, крупных, средних и малых предприятий различных отраслей, предприятий агропромышленного комплекса имеет свои особенности. Специфические особенности имела приватизация арендных предприятий, которых с введением Гражданского кодекса Республики Беларусь практически не осталось.

Субъектами приватизации могут быть как физические, так и юридические лица негосударственной формы собственности.

Физические лица – это граждане республики Беларусь, Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства.

Юридические лица негосударственных форм собственности. Таковыми являются юридические лица, у которых доля государственной собственности в уставном фонде составляет менее 50%, а также иностранные инвесторы. Кроме того, юридические лица, созданные не менее чем 50% работников приватизируемого предприятия. То есть в покупке предприятия на аукционных или конкурсных торгах могут принять участие работники этого предприятия, если они создадут юридическое лицо.

Приобрести объекты приватизации можно на аукционе или по конкурсу. Законом о приватизации предусмотрены также случаи приобретения объектов приватизации без проведения аукционов или конкурсов:

· продажа акций открытого акционерного общества по результатам доверительного управления;

· иные случаи, установленные Президентом Республики Беларусь.

Продажа принадлежащих Республике Беларусь акций акционерных обществ осуществляется по решению Президента Республики Беларусь.

Страницы: 1 2

    Смотрите также

    Конституционные права и свободы гражданина в России
    Институт прав и свобод является центральным в конституционном праве. Он закрепляет свободу народа и каждого человека от произвола государственной власти. Это — сердцевина конституционного ст ...

    Методы контроля таможни на службе налоговых органов
    Одновременно с либерализацией налогового законодательства, снижением налоговой нагрузки на субъекты хозяйствования государством проводятся мероприятия по совершенствованию контроля за полно ...

    Качество медицинской помощи и проблемы ответственности врача
    Качество медицинской помощи определяет успех лечения и выздоровления больного. В развитых странах оно должно быть на высшем уровне. Современны уровень развития технологий позволяет оказывать ...