Система политических прав и свобод российских гражданМатериалы / Политические права и свободы российских граждан /  Система политических прав и свобод российских гражданСтраница 3
				3) допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе.
Участие граждан в управлении делами своего государства, будь то непосредственно (т.е. путем референдума, выборов или личного участия в деятельности органов государства) или через избираемых ими же представителей в органах государственной власти или местного самоуправления, является выражением суверенитета народа и формой осуществления им своей власти.
При анализе механизма народовластия можно различить две главные формы демократии: прямую (непосредственную) и осуществляемую через органы, прежде всего представительные учреждения и другие выборные органы. Конституция объявила референдум и выборы не вообще высшем выражением власти народа, а высшим непосредственным ее выражением, т.е. высшим среди форм непосредственной демократии.Что касается последовательного осуществления народом своей власти (через органы государства и органы местного самоуправления), то здесь нужно прежде всего обратить внимание на следующее. В действующей Конституции Российской Федерации говорится о том, что народ осуществляет государственную власть «через органы государственной власти» (ст.3 ч.2)
В ст. 3 ч. 3 конституции РФ названы формы непосредственного осуществления народом принадлежащей ему власти, имеющие наибольшую социальную значимость: референдум и выборы.
Референдум есть голосование по тому или иному вопросу; решения, принятые на референдуме, сами по себе обладают юридической силой и в каком-либо утверждении не нуждаются. Согласно Конституции, референдум назначается Президентом Российской Федерации в порядке, установленном федеральным конституционным законом.
Выборы – наиболее часто и широко применяемая форма непосредственной демократии. Ими охватывается сложный процесс, именуемый избирательной кампанией, которая начинается с назначения даты выборов и завершается определением итогов голосования. Выборы – один из важнейших способов формирования государственных органов, замещения должностей.
Свободными считаются выборы, которые проводятся без какого-либо принуждения относительно как явки на выборы, так и голосования («за» или «против»). Наибольшую свободу выбора дает наличие нескольких баллотирующихся кандидатур,
Обратимся теперь к праву граждан на равный доступ к государственной службе.
Это одна из новых норм для Конституции Российской Федерации. Ее включение означает не только приведение Конституции и законодательства в соответствии с нормами международного права, но и снятие ограничения на партийность (обязательное членство в КПСС), национальность, родственники за границей и т.д.
Это право означает равенство исходных возможностей и отсутствие дискриминации по каким-либо признакам. «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности»[9].
Статья 21 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гласит:
1. На гражданскую службу вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным настоящим Федеральным законом.
2. Предельный возраст пребывания на гражданской службе - 65 лет.
В статье 22 указано, что поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы.
Также в этой статье перечислены случаи в которых конкурс не проводится и условия, при которых конкурс может не проводиться.
Право граждан на участие в отправлении правосудия долгое время имело форму выборов народных судей и народных заседателей либо участия в работе суда в качестве судей и народных заседателей. В настоящее время это право закреплено в Конституции РФ (ст. 32 ч. 5) и в Федеральном конституционном законе от 31.12.1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (ст. 8 ч. 1). Законом также предусмотрено введение в России института присяжных заседателей. «Участие присяжных, народных и арбитражных заседателей в осуществлении правосудия является гражданским долгом»[10].
Смотрите также
Понятие должностного лица в законодательстве и правовой теории
  		
Понятие "должностное лицо" весьма часто встречается в различных
законодательных и нормативных актах Российской Федерации: в Конституции РФ,
Трудовом кодексе РФ, УК РФ, ФЗ "Об  ...
   	
Система права и законодательства
  		
Данная работа посвящена
системе права и системе законодательства. Актуальность темы работы состоит в
том, что в нынешней научной литературе по теории государства и права в очень
немногих ра ...
   	
Реабилитация, возмещение вреда, причиненного незаконными действиями органа, ведущего уголовный процесс
  		
Институт возмещения вреда, причиненного
незаконными действиями органов, ведущих уголовный процесс, был заимствован гражданским
законодательством Республики Казахстан из норм ранее действовав ...
   	
