Система политических прав и свобод российских граждан
Материалы / Политические права и свободы российских граждан / Система политических прав и свобод российских граждан
Страница 5

Право на объединенье – одно из самых всеобъемлющих политических прав граждан, затрагивающее основные аспекты политической жизни граждан. Его цель состоит в том, чтобы обеспечить возможность участия каждого в политической и общественной жизни, а так же юридически установить создание разного рода общественных объединений.

Статья 30 Конституции Российской Федерации применяет формулировку «каждый гражданин Российской Федерации имеет право на объединение .» – это значит, что каждый человек, законно находящийся на территории Российской Федерации и обладающий всеми ее правами и обязанностями имеет право создавать общественные объединения и организации для реализации своих общественных, социальных и политических интересов. Право на объединения имеют как российские граждане, так и иностранцы и лица без гражданства, исключением являются политические партии, права на создание и участие в которых, имеют только граждане Российской Федерации.

Принятие на вступление гражданина в общественную организацию осуществляется на добровольных началах в соответствии, с условиями, записанными в ее уставе. Ни кто не может быть принужден ко вступлению в какие-либо общественные организации, а так же пребыванию в них. Право на общественные объединения предоставляет гражданину широкий спектр реализации своих интересов непосредственно или вместе с общественной организацией. Конституция Российской Федерации гарантирует свободу деятельности общественных объединений. Это означает, что общественные объединения создаются без предварительного разрешения государственных органов.

Учредить любое общественное объединение могут граждане, достигшие совершеннолетия. В членстве же молодежных и детских общественных объединений могут состоять лица следующего возрастного критерия: 14 лет (молодежные общественные объединения), 10 лет (детские общественные объединения).

В соответствии с политическими целями, общественные объединения оказывают большое влияние и им предоставлена свобода действий в политической жизни общества. В частности, за ними закреплено право распространять информацию о своей деятельности, проводить демонстрации, шествия и пикетирования, если таковые не противоречат Федеральному закону от 19.06.2004 г. № 54-ФЗ «О демонстрациях, шествиях и пикетированиях», а так же законодательству об общественных объединениях. Им предоставлено право направлять и вносить предложения в органы государственной власти, участвовать в выработке решений органов государственной власти, право защищать членов своих организаций в суде и иных органах местного самоуправления и правоохранительных органах. В частности большое значение имеет действие общественных объединений в предвыборной и выборной компании, если такое им предоставлено, а именно они должны быть зарегистрированы и иметь соответствующие указания в уставах об участии в выборах.

Право на объединение не является абсолютным правом и может подвергнуться определенным ограничениям. Эти ограничения устанавливаются Конституцией Российской Федерацией.

В частности на основании ст. 56 Конституции Российской Федерации отдельные ограничения устанавливается в условиях чрезвычайного положения. Согласно ст. 11 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении», в случае введения чрезвычайного положения при попытках насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, захвата или присвоения власти, вооруженного мятежа, массовых беспорядках, террористических актах и т.п. может быть приостановлена деятельность политических партий и иных общественных объединений, которые препятствуют устранению обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения.

В части первой статьи 13 Конституции РФ запрещается создание и деятельность объединений, цели и действия которых направлены на насильственное свержение основ конституционного строя, нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание национальной и религиозной розни.

Законодательством устанавливается также ограничение права на объединение для судей, работников правоохранительных органов и военнослужащих. Согласно ст. 3 Закона РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», судья не вправе принадлежать к политическим партиям, материально поддерживать указанные партии и принимать участие в их политических акциях и иной политической деятельности, публично выражать свое отношение к политическим партиям и иным общественным объединениям. В Федеральном законе от 17.01.2002 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (ст.4), предусматривается, что в органах прокуратуры не допускается создание и деятельность политических партий и организаций. Такая деятельность не допустима и в органах МВД (Закон РФ от 18.04.1991 № 1026-1 «О милиции» ст. 20). В соответствии с Федеральным законом от 31.05.1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» в вооруженных силах Российской Федерации не допускается деятельность общественных и иных организаций и объединений, преследующих политические цели. Военнослужащие могут состоять в общественных объединениях, которые не преследуют политические цели, имеют право учувствовать в их деятельности не находясь при исполнении обязанностей военной службы. (ст. 9 Федерального закона от 27.05.1998 г. № 61-ФЗ «О статусе военнослужащих»).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

    Смотрите также

    Международные суды
    Международный суд в определенном аспекте есть разновидность международной организации либо орган или иной компонент той или иной международной организации. Соответственно данная отрасль м ...

    Доступ к информации и информационная безопасность в Государственной информационной системе Российской Федерации "Выборы"
    Мы все уже давно привыкли, что неотъемлемой частью жизни любого современного общества являются периодические и общенародные выборы в органы государственной власти и органы местного самоупра ...

    Основы теории правовой политики государства как самостоятельного политико-правового феномена
    Возможности поступательного развития общества, стабильность и предсказуемость социальных процессов в значительной степени определяются характером проводимой государством политики в той или ...