Статус окружного суда и судей
Материалы / Статус окружного суда и судей
Страница 2

В составе окружных судов образовывались, в зависимости от количества судей, присутствия, в некоторых крупных судах таких присутствий было несколько, кое-где шесть и более. Им было подсудно большинство дел, отнесенных к компетенции общих судебных установлений – дела о преступлениях, которое не могли рассматриваться местными судебными установлениями.

К основному их полномочию относилось рассмотрение уголовных и гражданских дел по первой инстанции.

Иногда окружные судам приходилось выступать в роли второй инстанции по отношению к съездам мировых судей и проверять законность выносившихся ими судебных решений.

В зависимости от особенностей конкретного дела, опасности и сложности преступления закон предусматривал возможность образования коллегий в разных составах. В одних установленных законом случаях дела рассматривались в окружных судах коллегиями в составе трех профессиональных судей, в других - профессиональными судьями с участием сословных представителей, а в третьих-профессиональными судьями с участием присяжных заседателей.

ОКРУЖНОЙ СУД в России в 1864.1917гг. - одно из основных звеньев системы общих судов. Образовывались обычно на территории нескольких уездов с учетом численности населения и объема работы. Председатели и члены судов назначались Императором по представлению министра юстиции, который, представляя к назначению кандидатов, должен был считаться с мнением общего собрания судей того суда, где предстояло работать назначаемому. К претендентам на судейские должности по закону предъявлялись жесткие и многочисленные требования (образование, стаж работы, наличие определенного имущества, безупречность репутации и т.д.). Срок полномочий для судей этого уровня не устанавливался. В составе О. с. образовывались, в зависимости от количества судей, присутствия (в некоторых крупных судах таких присутствий было несколько, кое-где шесть и более). Им было подсудно большинство дел, отнесенных к компетенции общих судебных установлении. К основному их полномочию относилось рассмотрение уголовных и гражданских дел по первой инстанции. Иногда О. с. приходилось выступать в роли второй инстанции по отношению к съездам мировых судей и проверять законность выносившихся ими судебных решений.

О судебной реформе 1984 года

В 1864 г. после длительной подготовки были утверждены и вступили в силу основополагающие акты, составляющие российскую судебную реформу: Учреждения судебных установлений, Устав уголовного судопроизводства, Устав гражданского судопроизводства, Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. Эта реформа провозгласила демократические принципы судоустройства и судопроизводства: независимость и отделение суда от администрации, его всесословность, равенство всех перед судом, институт присяжных заседателей; прокурорский надзор; несменяемость судей и следователей, выборность (мировых судей и присяжных заседателей).

Обновленная судебная система состояла из местных и общих судебных органов. К местным относились волостные суды, мировые судьи и съезды мировых судей, к общим — окружные суды и судебные палаты.

Окружные суды создавались в специальных судебных округах и состояли из председателя и других членов, назначаемых императором по представлению Министра юстиции. Для замещения этих судебных должностей необходимо было соответствовать целому ряду требований.

Окружной суд состоял из гражданского и уголовного отделений, а уголовное отделение из двух частей — коронного суда и суда присяжных заседателей. В заседаниях участвовало не менее трех коронных судей (председатель и два члена).

Окружным судам были подсудны все, за редким исключением, уголовные дела, неподсудные мировым судьям. Дела о преступлениях, за которые в законе были установлены наказания, сопряженные с лишением или ограничением прав состояния, рассматривались окружным судом с присяжными заседателями. По гражданским делам окружным судам были подсудны дела, сумма иска которых превышала 500 руб.

Кандидаты в присяжные заседатели отбирались специальными комиссиями, во главе которых стоял предводитель дворянства, и утверждались губернатором. Они должны были соответствовать имущественному, возрастному (от 25 до 70 лет) цензу, цензу оседлости (два года) и другим требованиям. Имущественный ценз предполагал владение землей площадью не менее 100 десятин или другим имуществом стоимостью от 500 до 2 000 руб., или наличие жалованья (либо дохода) от 200 до 500 руб. в год. Из крестьян в списки кандидатов в присяжные заседатели вносились только члены волостных судов, волостные старшины и сельские старосты. Закон специально оговаривал, что ни учителя народных школ, ни лица, находящиеся в услужении у частных лиц (т. е. рабочие люди), в списки не вносятся.

Страницы: 1 2 3

    Смотрите также

    История института прокуратуры
    Дискуссии о роли и месте прокуратуры в современной России, начавшиеся в конце 80-х годов прошлого века, не завершены до сих пор. Не решенным остается основной вопрос, который стоял и стоит ...

    Методы контроля таможни на службе налоговых органов
    Одновременно с либерализацией налогового законодательства, снижением налоговой нагрузки на субъекты хозяйствования государством проводятся мероприятия по совершенствованию контроля за полно ...

    Милиция общественной безопасности и обеспечение законных интересов граждан ПМР
    Милиция общественной безопасности в системе МВД ПМР, правовые основы создания и функционирования. Осуществляемые в Приднестровской Молдавской Республике глубокие социально-экономические п ...