Гарантия как способ обеспечения исполнения обязательств
Материалы / Гарантия как способ обеспечения исполнения обязательств
Страница 4

После принятия Правительством Республики Беларусь решения о предоставлении гарантии под кредиты банков Республики Беларусь Министерство финансов Республики Беларусь оформляет гарантию Правительства Республики Беларусь и определяет порядок исполнения Правительством Республики Беларусь обязательств по этой гарантии.

В случае нецелевого использования инвестором (заемщиком) банковских кредитов, полученных под гарантии Правительства Республики Беларусь, Министерство финансов Республики Беларусь имеет право приостановить исполнение обязательств по гарантии Правительства Республики Беларусь. Решение о прекращении исполнения обязательств по гарантии Правительства Республики Беларусь принимается Правительством Республики Беларусь в соответствии с ГК.

В силу предписаний ст.36 ИК контроль за целевым и своевременным использованием кредитов, а также своевременным погашением задолженности по кредитам банков Республики Беларусь осуществляется банком-кредитором, Министерством финансов Республики Беларусь, республиканским органом государственного управления (государственной организацией, подчиненной Правительству Республики Беларусь), местным исполнительным и распорядительным органом, которым был внесен на рассмотрение Правительства Республики Беларусь вопрос о предоставлении гарантии в соответствии с законодательством.

В качестве гаранта могут выступать также сама Республика Беларусь, ее административно-территориальные единицы. Возможность участия указанных субъектов в таковом качестве основана на положениях ст.124 ГК, согласно которым Республика Беларусь и административно-территориальные единицы участвуют в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных с иными участниками этих отношений - юридическими и физическими лицами.

Так, в соответствии с п.1.1 Декрета Президента Республики Беларусь от 20 апреля 1998 г. N 4 "О гарантиях сохранности средств физических лиц в иностранной валюте, находящихся на счетах и во вкладах (депозитах) в банках Республики Беларусь" (с изменениями и дополнениями) (Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь, 1998, N 12, ст.310) 1.1 государство гарантирует полную сохранность средств физических лиц в иностранной валюте, размещенных на счетах и во вкладах (депозитах) в открытом акционерном обществе "Сберегательный банк "Беларусбанк", открытом акционерном обществе "Белагропромбанк", открытом акционерном обществе "Белпромстройбанк", открытом акционерном обществе "Белорусский банк развития и реконструкции "Белинвестбанк", открытом акционерном обществе "Белвнешэкономбанк", "Приорбанк" Открытом акционерном обществе, уполномоченных обслуживать государственные программы, и возврат этих средств с учетом начисленных по ним процентов в валюте счета или вклада (депозита) по первому требованию вкладчиков.

Имеет свои особенности исполнение гарантийных обязательств, принятых на себя местными исполнительными и распорядительными органами. В целях обеспечения единообразного подхода к разрешению вопросов, связанных с субсидиарной ответственностью местных исполнительных и распорядительных органов как гарантов Пленум Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь принял постановление N 10 от 23 декабря 2003 г. "О некоторых вопросах, связанных с субсидиарной ответственностью местных исполнительных и распорядительных органов, выступающих гарантами или поручителями" (НРПА, 2004, N 5, 6/384).

В п.3 указанного постановления Пленум указал, что объем прав и обязанностей областных, Минского городского Советов депутатов, комитетов, управлений, отделов, объединений, подчиненных облисполкому, а также коммунальных унитарных предприятий, государственных объединений, предприятий и учреждений, имущество которых находится в областной коммунальной собственности (коммунальной собственности г. Минска), по управлению и распоряжению областной коммунальной собственностью (коммунальной собственностью г. Минска) определяется Положениями о порядке управления и распоряжения областной коммунальной собственностью (коммунальной собственностью города Минска), утвержденными соответственно решениями областных, Минского городского Советов депутатов.

Пленум отметил, что обязательства распорядителей средств по осуществлению расходов сверх установленных им бюджетных ассигнований за счет бюджетных средств не оплачиваются. В силу изложенного областные (Минский городской) исполнительные комитеты, районные (городские) исполнительные комитеты могут предоставлять гарантии в пределах средств, предусмотренных в местных бюджетах и целевых бюджетных фондах.

В случае заключения областными (Минским городским) исполнительными комитетами, районными (городскими) исполнительными комитетами договоров гарантии сверх установленных бюджетных ассигнований и отсутствия в местном бюджете денежных средств для удовлетворения требований кредиторов, исполнительные и распорядительные органы по своим обязательствам могут отвечать той частью имущества, которая не закреплена за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления и не относится к составу объектов, которые могут находиться только в собственности государства (необходимо иметь в виду, что ст.5 Закона от 5 мая 1998 г. ""Об объектах, находящихся только в собственности государства" (НРПА, 2002, N 141, 2/904) предусмотрены особенности по распоряжению имуществом предприятий (организаций, учреждений), находящихся только в собственности государства).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

    Смотрите также

    Доказательства в гражданском процессе
    По гражданским и арбитражным делам одним из важнейших институтов считается институт судебных доказательств. Данному институту посвящено колоссальное количество статей, монографий и друго ...

    Особенности процесса доказывания в уголовном процессе
    В уголовно-процессуальной литературе неоднократно подчеркивалось значение предмета доказывания в предварительном расследовании и судебном разбирательстве по уголовному делу. Правильное опред ...

    Уголовная ответственность лиц, совершивших преступление
    Преступления совершают не юридические лица, не какие либо организации или учреждения, а конкретные люди. Каждый из случаев совершения преступления имеет свои характерные индивидуальные черты ...