Место административного права в системе права РФМатериалы / Место административного права в системе права РФСтраница 2
Место административного права в системе права определяется учеными-административистами по-разному. В основном, ученые рассматривают этот вопрос применительно к предмету и методам правового регулирования Административного права.
Но здесь следует сказать, что из всего спектра образующих предмет регулирования элементов значение имеет практически один – состав субъектов. В частном праве это граждане и юридические лица, а государство выступает в роли казны или казенного предприятия, но с теми же правами и обязанностями, что и другие участники правоотношений. В публичном же праве одной из сторон правоотношений всегда является государство. Если же говорить о методе правового регулирования, то в сфере частного права все правоотношения возникают, прекращаются и изменяются по волеизъявлению их участников и строятся на принципе равноправия субъектов. В публичном же праве государственные органы предстают носителями властных полномочий, так как предполагается, что они представляют интересы народа. Соответственно, основной метод правового регулирования в этой сфере – отношения власти и подчинения. Поэтому, если использовать такой подход к определению места административного права в системе права, то по всем признакам оно подходит к сфере публичного права. Однако, правильная оценка природы связей между публичным и частным правом и охватываемыми ими отраслями права имеет не только теоретический интерес. Она крайне важна для анализа процессов формирования и развития в современных условиях системы права. При более тонком подходе к разграничению и определению этих связей можно обнаружить некоторые упущения классической теории разграничения публичного и частного права. Например, в административном праве существует и активно применяется институт административных договоров, предполагающий равноправие субъектов договора. Вместе с тем публичные начала проникают в отрасли частноправового блока. Например: установление пределов и границ проявления частной инициативы и ответственности в случае их нарушения и т.п. Поэтому, разграничение административного права и частного лишь по субъекту деятельности – недостаточно.Следует обратиться к 3 теориям, разрабатывающим проблему разграничения частного и административного права.
Теория субординации. Эта теория раскрывает характер отношений между субъектами правоотношений, и при этом видит сущность публичного права образуемом в рамках публичной власти отношении соподчинения. В административном праве нижестоящие и нижестоящие субъекты связаны между собой отношениями подчинения или соподчинения, а в частном отношения носят равный характер, т.е. субъекты правоотношений обладают равным правовым статусом. Для публичного права характерно императивное регулирования правоотношений с помощью одностороннего правового акта управления, а в частном праве эту роль играет договор, заключаемый сторонами по доброй воле.
Это представление о проблеме разграничения частного и административного права сегодня, на мой взгляд, не совсем отражает в полной мере сущность обсуждаемой проблемы. Ведь на современном этапе появляются новые институты, как в публичном так и в частном праве. Такие институты как административный договор, подчиненность в современном гражданском праве, правовые отношения в социально – культурной сфере государственного управления, постоянно развиваясь и расширяясь каждый в своей отрасли, создает все предпосылки для того, чтобы не воспринимать субординационную теорию как единственно верную.
Смотрите также
Принят обзор практики ВАС по спорам об отстранении конкурсных управляющих
На сайте Высшего Арбитражного Суда сегодня опубликован новый документ, датированный 22 мая. Это информационное письмо № 150, содержащее в себе обзор практики рассмотрения арбитражными судами споров, с ...
Источники римского права
Как
известно, Рим трижды покорял мир: своими легионами, превратившими маленькую
городскую римскую общину в центр огромной империи; христианством, ставшим
мировой религией, и, наконец, право ...
Проблемы и перспективы муниципального управления в современной России
Создание работоспособной
и эффективной системы муниципального управления – необходимое условие обеспечения
динамичного социально-экономического развития России. Считается, что именно муницип ...
