Правовые аспекты
понятия и правового регулирования деятельности субъектов малого и среднего
предпринимательстваМатериалы / Малые и средние предприятия как субъекты предпринимательской деятельности / Правовые аспекты
понятия и правового регулирования деятельности субъектов малого и среднего
предпринимательстваСтраница 1
Законодательное регулирование деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон о МСП).
Данный Закон, регулируя отношения в сфере развития малого и среднего предпринимательства (далее - МСП), определяет понятия субъектов МСП и инфраструктуры их поддержки, виды и формы такой поддержки. Положениями Закона о МСП устанавливаются также особенности нормативного правового регулирования деятельности субъектов малого и среднего бизнеса. Конкретизацию эти положения находят в иных законодательных и подзаконных нормативных правовых актах. Это, в частности, Гражданский кодекс Российской Федерации (далее – ГК РФ), Налоговый кодекс Российской Федерации (далее – НК РФ), Бюджетный кодекс Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и целый ряд иных актов.Помимо федерального законодательства, большую роль в правовом регулировании деятельности МСП играют нормативные правовые акты субъектов РФ. В субъектах РФ приняты специальные законы и направленные на их исполнение подзаконные нормативные правовые акты, действуют региональные целевые программы, функционирует инфраструктура поддержки малого и среднего бизнеса, созданы специальные органы исполнительной власти, реализующие государственную политику в данной сфере. Закон РТ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан» регулирует отношения, возникающие между органами государственной власти РТ и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами в сфере предоставления поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в РТ. Определяет принципы, условия, формы и виды такой поддержки, источники средств и ресурсов поддержки, а также предусматривает иные меры, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства в РТ.
Так, в Республике Татарстан действует Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 30 декабря 2010 г. № 1151 «Об утверждении республиканской программы развития малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан на 2011 - 2013 годы». Субъекты малого и среднего предпринимательства ‑ хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными Законом о МСП, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям (ст. 3 Закона о МСП).
Отметим использование в анализируемой дефиниции термина «хозяйствующие субъекты», содержание которого раскрыто в Федеральном законе от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Так называемым третьим антимонопольным пакетом в данный Закон были внесены существенные изменения. Они коснулись и понятия «хозяйствующий субъект», которое было расширено за счет включения в него субъектов профессиональной деятельности. Следовательно, сегодня хозяйствующие субъекты ‑ это субъекты как предпринимательской, так и профессиональной деятельности. Тенденцией развития гражданского законодательства является, кроме того, разграничение понятий «предпринимательская деятельность» и «приносящая доход деятельность». В связи с этим есть основания полагать, что обращение в Законе о МСП к термину «хозяйствующий субъект» в современном его звучании некорректно. Систематическое его толкование может привести к сложностям в правоприменительной практике.
Важно и то, что законодательное определение субъекта МСП оперирует термином «предприятие». Данное понятие активно использовалось в хозяйственном законодательстве социалистического периода, в современном предпринимательском законодательстве раннего этапа его становления и перестало применяться в качестве обобщающего термина для обозначения субъектов предпринимательства с момента вступления в силу первой части ГК РФ. Как известно, ГК РФ использует рассматриваемый термин двояко для обозначения предприятия как объекта права (ст. 132 ГК РФ) и применительно к государственным и муниципальным унитарным предприятиям. Тогда как согласно Закону о МСП государственные и муниципальные унитарные предприятия являются единственной организационно-правовой формой коммерческих организаций, в которой не могут создаваться субъекты МСП.
Смотрите также
Гражданско-правовой статус акционерного общества
Эту курсовую работу мне
хотелось бы посвятить изучению акционерных обществ как разновидности
коммерческих организаций. Мой интерес к этой теме обусловлен той огромной
ролью, которую игр ...
Договор поставки
Анализ существующей нормативной
базы правового регулирования договора поставки как правового института рыночных
отношений позволил квалифицировать поставку как вид договора, опосредующего пр ...
Договоры товарного и коммерческого кредита
Большинство участников
имущественного оборота, прежде всего, профессиональные предприниматели,
испытывают постоянную потребность в денежном кредите. Удовлетворить эту
постоянно растущую пот ...