Правовые аспекты понятия и правового регулирования деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства
Материалы / Малые и средние предприятия как субъекты предпринимательской деятельности / Правовые аспекты понятия и правового регулирования деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства
Страница 1

Законодательное регулирование деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон о МСП).

Данный Закон, регулируя отношения в сфере развития малого и среднего предпринимательства (далее - МСП), определяет понятия субъектов МСП и инфраструктуры их поддержки, виды и формы такой поддержки. Положениями Закона о МСП устанавливаются также особенности нормативного правового регулирования деятельности субъектов малого и среднего бизнеса. Конкретизацию эти положения находят в иных законодательных и подзаконных нормативных правовых актах. Это, в частности, Гражданский кодекс Российской Федерации (далее – ГК РФ), Налоговый кодекс Российской Федерации (далее – НК РФ), Бюджетный кодекс Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и целый ряд иных актов.

Помимо федерального законодательства, большую роль в правовом регулировании деятельности МСП играют нормативные правовые акты субъектов РФ. В субъектах РФ приняты специальные законы и направленные на их исполнение подзаконные нормативные правовые акты, действуют региональные целевые программы, функционирует инфраструктура поддержки малого и среднего бизнеса, созданы специальные органы исполнительной власти, реализующие государственную политику в данной сфере. Закон РТ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан» регулирует отношения, возникающие между органами государственной власти РТ и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами в сфере предоставления поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в РТ. Определяет принципы, условия, формы и виды такой поддержки, источники средств и ресурсов поддержки, а также предусматривает иные меры, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства в РТ.

Так, в Республике Татарстан действует Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 30 декабря 2010 г. № 1151 «Об утверждении республиканской программы развития малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан на 2011 - 2013 годы». Субъекты малого и среднего предпринимательства ‑ хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными Законом о МСП, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям (ст. 3 Закона о МСП).

Отметим использование в анализируемой дефиниции термина «хозяйствующие субъекты», содержание которого раскрыто в Федеральном законе от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Так называемым третьим антимонопольным пакетом в данный Закон были внесены существенные изменения. Они коснулись и понятия «хозяйствующий субъект», которое было расширено за счет включения в него субъектов профессиональной деятельности. Следовательно, сегодня хозяйствующие субъекты ‑ это субъекты как предпринимательской, так и профессиональной деятельности. Тенденцией развития гражданского законодательства является, кроме того, разграничение понятий «предпринимательская деятельность» и «приносящая доход деятельность». В связи с этим есть основания полагать, что обращение в Законе о МСП к термину «хозяйствующий субъект» в современном его звучании некорректно. Систематическое его толкование может привести к сложностям в правоприменительной практике.

Важно и то, что законодательное определение субъекта МСП оперирует термином «предприятие». Данное понятие активно использовалось в хозяйственном законодательстве социалистического периода, в современном предпринимательском законодательстве раннего этапа его становления и перестало применяться в качестве обобщающего термина для обозначения субъектов предпринимательства с момента вступления в силу первой части ГК РФ. Как известно, ГК РФ использует рассматриваемый термин двояко для обозначения предприятия как объекта права (ст. 132 ГК РФ) и применительно к государственным и муниципальным унитарным предприятиям. Тогда как согласно Закону о МСП государственные и муниципальные унитарные предприятия являются единственной организационно-правовой формой коммерческих организаций, в которой не могут создаваться субъекты МСП.

Страницы: 1 2 3

    Смотрите также

    Реализация норм Конституционного права
    Реализация конституционных норм – это такое поведение субъектов конституционных правоотношений, в котором воплощаются предписания норм конституционного права (правомерное поведение), практи ...

    Льготы по рабочему времени и целевые отпуска работникам
    В течение своей трудовой деятельности каждый работник хочет повысить свой профессиональный уровень, знания и навыки, при этом вынужден совмещать работу с учебой. Не все работодатели приветс ...

    Юридические гарантии прав человека и гражданина РФ
    В различные эпохи проблема прав человека, неизменно оставаясь политико-правовой, приобретала либо религиозное, либо этическое, либо философское звучание, в зависимости от социальной позиции ...