Тактические и психологические особенности проведения допроса
в зависимости от ситуацииМатериалы / Допрос несовершеннолетних / Тактические и психологические особенности проведения допроса
в зависимости от ситуацииСтраница 4
Важную роль в получении от несовершеннолетнего полных и правдивых показаний имеет стадия ответов на вопросы. Содержание и направленность вопросов здесь зависят от характера полученных показаний и процессуального положения допрашиваемого.
Несовершеннолетнему, который дал правдивые, хотя и неполные показания, следователь задает уточняющие вопросы. При этом они должны быть четкими и доступными для понимания подростка. При постановке детализирующих вопросов нужно учитывать, что несовершеннолетние запоминают информацию выборочно, поэтому полностью устранить пробелы в их показаниях удается не всегда. Слишком настойчивые попытки добиться желаемого результата могут привести к тому, что недостающие детали окажутся вымышленными.
Задаваемые вопросы должны относиться к делу, формулироваться конкретно, понятно, грамотно, по форме и стилю должны соответствовать уровню развития и знаний допрашиваемого. Они не должны содержать в его адрес угроз и оскорблений, должны находиться в логической связи между собой, каждый последующий вопрос должен вытекать из предыдущего. Вопросы, задаваемые несовершеннолетнему, должны быть простыми, понятными, краткими и конкретными. Если допрашиваемый недостаточно хорошо уяснил содержание вопроса, следует изменить его формулировку, упростить или расчленить на несколько более конкретных и простых вопросов.
Лицо, производящее допрос, также должно хорошо знать приемы разоблачения ложных показаний. Мотивами заведомо ложных показаний несовершеннолетних могут быть:
личная заинтересованность, корысть, зависть;
ложно понятое чувство дружбы и товарищества (по некоторым данным – 28,8%);
родственные отношения (до 38%);
хорошие взаимоотношения с обвиняемым или потерпевшим;
опасение обнаружить свои неблаговидные поступки.
Нередко побудительной причиной дачи таких показаний является подстрекательство лиц, заинтересованных в исходе дела.
Для разоблачения ложности показаний обвиняемого могут быть использованы следующие тактические приемы: 1) детализация показаний; 2) повторные допросы об одних и тех же фактах; 3) использование противоречий в показаниях, 4) использование доказательств, а также данных, полученных оперативно-розыскным путем.
Несовершеннолетний, дающий ложные показания, обычно схематично излагает обстоятельства события. Это объясняется не только сложностью заполнения пробелов вымышленными деталями, но и сознанием, что детальные показания легче проверить. Поэтому несовершеннолетний иногда разоблачает себя тем, что оказывается не в состоянии детализировать свои ложные показания. Если он все же заполняет свои показания вымышленными деталями, повторные допросы его об одних и тех же фактах позволяют выявить неизбежные в таких случаях несоответствия одних показаний другим и разоблачить их ложность.
В обширной литературе по юридической психологии, криминалистике описано достаточно большое количество разнообразных методических приемов, используемых при разоблачении лжесвидетелей, в том числе несовершеннолетних. Следует подчеркнуть, что применяемые при этом тактические приемы должны быть основаны только на методах убеждения.
Смотрите также
Заключение эксперта, его структура, оценка и использование в процессе доказывания
Судебная реформа, результатом которой стало принятие органами
государственной власти ряда нормативных правовых актов в области
судопроизводства, в том числе Уголовно-процессуального кодекса ...
Уголовное право
Уголовный закон — это
нормативно-правовой акт, принимаемый высшими органами государственной власти и
состоящий из взаимосвязанных норм, определяющих основания и принципы уголовной
ответстве ...
Понятие и виды проступков
Понятие «проступок» рассматривают в
рамках темы «Правонарушение».
Правонарушение - это виновное,
противоправное деяние, причиняющее вред интересам общества, государства и
личности. Согл ...