Тактические и психологические особенности проведения допроса
в зависимости от ситуацииМатериалы / Допрос несовершеннолетних / Тактические и психологические особенности проведения допроса
в зависимости от ситуацииСтраница 5
Для проверки версии о самооговоре необходимо при допросах выяснить особенности поведения подростка до совершения правонарушения, что поможет установить, мог ли он по своему характеру, склонностям совершить действия, о которых идет речь.
Необходимо также установить, в состоянии ли был несовершеннолетний правильно воспринимать обстоятельства, о которых дает показания, выяснить его отношение к обвиняемому и потерпевшему, а также наличие факторов, могущих толкнуть его на путь лжесвидетельства, или, наоборот, подтверждающих его добросовестность и правдивость. Поэтому несовершеннолетний обязан ответить на вопросы, характеризующие его отношение к обвиняемому и потерпевшему, равно как ответить на другие вопросы, имеющие целью выяснить качество его показаний.
При допросе несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого), впервые совершившего преступление, эффективно применение такого тактического приема, как опора на положительные свойства его личности. Практике известно немало случаев, когда следователи, умело используя решительность, честность, стремление быть первым и другие хорошие качества несовершеннолетних правонарушителей, получали от них полные и правдивые показания. Акцент же на отрицательных сторонах жизни несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого), как правило, приводит к тому, что он замыкается и вообще отказывается давать показания.
Весь допрос следует вести в спокойной, уверенной манере, избегать грубых окриков и в то же время пресекать развязное поведение допрашиваемого.
Оценивать и комментировать вслух ответы допрашиваемого, без надобности перебивать его, неуместно шутить в ходе следственного действия также нельзя.
У некоторых детей и в школьные годы сохраняются выраженные дефекты произношения, которых они начинают стыдиться примерно с 5 - 6 лет. Такие дети, как правило, быстро замыкаются, стараются прекратить разговор, если обнаруживают, что их недостаток замечен окружающими. Во время допроса не рекомендуется поправлять произношение несовершеннолетнего, переспрашивать его без крайней необходимости.
В общении с заикающимися детьми следователь должен избегать распространенной ошибки, состоящей в том, что слушатель договаривает слово, которое не может выговорить заикающийся ребенок. Это не помогает, а напротив, мешает допрашиваемому, подчеркивает его дефект, создает барьер в общении.
При допросе несовершеннолетних свидетелей (потерпевших особенно) вопросы, затрагивающие сформировавшийся у них эмоциональный комплекс, следует чередовать с нейтральными либо вопросами, вызывающими у них положительные эмоции, проявляя при этом особый такт и внимание по отношению к допрашиваемому. Об этом следует помнить прежде всего при допросе детей, подвергшихся различного рода сексуальным посягательствам или наблюдавшим противоправные, насильственного характера действия своих родителей.
Итак, допрос несовершеннолетнего — активное со стороны дознавателя, следователя, суда действие. Лицо, производящее допрос, — не регистратор сообщаемых ему сведений. Выслушивая допрашиваемого, оно критически оценивает их и применяет тактические приемы, направленные на получение от несовершеннолетнего достоверных показаний.
Смотрите также
Регулирование трудовых отношений посредством трудового договора в Российской Федерации
За последние годы с переходом
России к рыночным отношениям, политические, социальные и экономические преобразования
привели к существенным изменениям, регулируемым трудовым законодательством ...
Характеристика курса "Коммерческое право"
В литературе имеется различный подход
к определению понятия коммерческого права. При попытках сформулировать это
определение используется разные критерии. Одни ученые берут за основу предмет ...
Действие норм права
Всякое понимание права
основывается на том, что признается способность права быть регулятором
общественных отношений. Исходное ценностное начало права — способность
оказывать воздействие на ...