Проблемы эффективности правового регулированияМатериалы / Законодательство о правовом регулировании / Проблемы эффективности правового регулированияСтраница 1
Эффективность правового регулирования – это соотношение, между целью правового регулирования и реальным его результатом сообразно интересам личности, общества и государства.
Цель правового регулирования – максимально обеспечить реализацию социально-значимых интересов и потребностей, создать среду для их осуществления и тем самым обеспечить условия для формирования социально-приемлемого правового поведения.
Результатом правового регулирования является реальное состояние правовой упорядоченности общественных отношений, согласованное с формально закрепленной моделью правовой регламентации.
Представляется возможным, в оценке эффективности механизма правового регулирования, следовать следующему положению. Механизм правового регулирования – система средств и форм, которые являются условиями и обстоятельствами, необходимыми для достижения социально значимого результата, исходя из цели упорядочения общественных отношений посредством права.
Следуя этому положению, мы повторяем ранее показанную формулу: цель правового регулирования (модель поведения закрепленная в правовой норме либо исходящая из принципов права) – условия и обстоятельства юридического и социального характера, способствующие либо препятствующие достижению цели. – результат правового регулирования (итог функционирования механизма по достижении цели, некого социально значимого блага).
Согласно данной формуле эффективным будет являться такое правовое регулирование, при котором цель реально соотносится с результатом правового регулирования в масштабе существующих условий способствующих либо препятствующих формированию и достижению цели. Эффективность же правового регулирования измеряется не целью, а результатом правового регулирования.
Пути повышения эффективности правового регулирования в современных условиях следующие.
Совершенствование правотворчества, в процессе которого в нормы права (с учетом высокого уровня законодательной техники) наиболее, полно выражаются общественные интересы и те закономерности, рамках которых они будут действовать. Нужно создавать с помощью соответствующих юридических и информационно-психологических средств такое положение, когда соблюдение закона будет выгоднее его нарушения. Кроме того, важно усилить юридическую гарантированность правовых средств, действующих в механизме правового регулирования, т.е. повысить уровень вероятности в достижении ценности и снизить уровень вероятности в воспрепятствовании этому процессу.
Правовые нормы должны быть реально выраженными, в них необходимо закреплять механизм гарантированности и обеспеченности, их
достаточное регулятивное качество может быть социально приемлемым, если они будут отражать действительный уровень развитости конкретных общественных отношений и отвечать насущным потребностям личности, общества и государства.
Закон необходимо не «выдумывать», а «открывать». Законодатель должен следовать логике развития общества. Внешняя красота закона, обусловленная декларативностью его норм и социальной не обеспеченностью, является реальным препятствием в эффективной реализации закона и как следствие не достижение цели правового регулирования или хуже того выбор ложной цели правового регулирования, что может привести к признанию не эффективным правовое регулирование некоторой группы отношений.
Совершенствование правоприменения «дополняет» действенность нормативного регулирования, а значит, и в целом механизм правового регулирования. Акты правоприменения – наиболее гарантирующий элемент, который, в нужный момент подключаясь к нормативному регулированию, содействует своими силами процессу удовлетворения интересов.
Соединение нормативного регулирования и правоприменения необходимо, ибо, взятые по отдельности, они сразу начинают демонстрировать свои «слабые стороны»: нормативное регулирование без индивидуального (без усмотрения) превращается зачастую в формализм, а правоприменение без нормативного (без общих правил) – в произвол. Вот почему механизм правового регулирования должен выражать такую взаимосвязь различных правовых средств, представляющих различные виды правового регулирования, которая будет придавать управленческому процессу дополнительные преимущества. Если нормативная регламентация призвана обеспечить стабильность и необходимое единообразие в регулировании общественных отношений, ввести их в твердые рамки законности, то правоприменение – учет конкретной обстановки, своеобразие каждой юридической ситуации.
Оптимальное сочетание разных управленческих подходов в одном механизме придает ему гибкость и универсальность, минимизирует сбои и остановки в его работе. «От правильного выбора правовых средств зависит в конечном счете достижение целей правового регулирования, а значит, эффективность права в целом. Недооценка, неверный выбор юридических средств, приемов, заложенных в нормативной основе правового регулирования, приводят к сбоям в реализации права, снижению правового эффекта».
Смотрите также
Совершенствование управлением муниципальным дорожным строительством и содержанием дорог местного значения в Курской области
Современный мир многолик и многообразен, и порой, время бежит впереди
наших дел. С невероятной скоростью в мире появляются новые модели машин ,
которые ездят намного быстрее , потребляют нам ...
Правовое государство
Принцип правового
государства закреплен Российской конституцией 1993 года. Со дня принятия данной
конституции, 12 декабря 2013 года исполняется 20 лет. Несмотря на это,
абсолютное большинст ...
Правовое регулирование права интеллектуальной собственности на международном уровне
В современных условиях
международной экономики в мире все более важным элементом становятся такие
важные объекты собственности, как фирменные наименования, товарные знаки, знаки
обслуживани ...