Проблемы эффективности правового регулирования
Материалы / Законодательство о правовом регулировании / Проблемы эффективности правового регулирования
Страница 2

Повышение уровня правовой культуры субъектов права, безусловно, повлияет на качество всего механизма правового регулирования законности и правопорядка.

Интересы человека – главный ориентир для развития и совершенствования элементов механизма правового регулирования, повышения их эффективности.

Выступая своего рода юридической технологией удовлетворения данных интересов, механизм правового регулирования должен постоянно быть социально ценным по своему характеру, должен создавать режим благоприятствования осуществлению законных стремлений личности, упрочению ее правового статуса. Однако законные интересы личности не должны возводиться в абсолютные рамки и противопоставляться интересам общества. Правовая защищенность общесоциальных интересов является гарантией защиты интересов личности. Правовая культура личности есть социально детерминированная форма правовой культуры общества, но не наоборот и согласно этого, правовая культура личности выступает зеркальным отражением существующих и признаваемых обществом социально-правовых ценностей идеалов и принципов. Только в условиях взаимного уважения интересов личности и общества можно говорить о достижении взаимоприемлемых целей.

Состояние правового поведения участников правоотношения.

Свойствами и признаками правового поведения являются:

– психологичность правового поведения – состоящая в том, что оно находится под актуальным или потенциальным контролем сознания и воли лица. Право в состоянии вызвать к жизни и обеспечить регламентацию тех общественных отношений, которые могут регулироваться и контролироваться сознанием и волей человека;

– четкая регламентированность правового поведения. Суть признакав том, что свойства поведения точно описываются в источниках права;

– подконтрольность правового поведения государству в лице его правоприменительных органов. Оно предполагает правовую гарантированность правомерного поведения и ответственность за поведение противоправное;

– правовое поведение влечет или способно повлечь юридические последствия. Называя соответствующее поведение правовым, мы тем самым

говорим о его влиянии на возникновение, изменение или прекращение правоотношений и на другие элементы правовой системы.

– социальная значимость. Правовое значение приобретает такое поведение людей, которое способно существенным образом сказаться на состоянии и развитии экономических, социальных, политических, идеологических общественных отношений, на статусе личности и реализации ее интересов.

Правовое поведение представляет собой достаточно сложное явление, которое обусловлено многими факторами социального и субъективного характера, и именно от них, их эффективности зависит во многом уровень его социальной значимости.

На наш взгляд, правовое поведение детерминировано целой совокупностью факторов. Назовем некоторые из них:

– уровень правосознания и правой культуры граждан и должностных лиц;

– социально-демографические качества;

– степень совпадения правовых норм с интересами и потребностями личности и общества;

– действенность социального контроля и отношение к нему субъектов права;

– политическая, экономическая и общесоциальная обстановка в стране;

– законодательство (его качество, эффективность, беспробельность, соответствие общественным потребностям и строю;

– характер складывающихся и сложившихся правовых отношений в обществе;

– деятельность государственных органов и должностных лиц по обеспечению реализации гражданами своих прав и обязанностей;

– состояние законности и правопорядка в стране.

Итак, механизм правового регулирования – сложное явление, определяющее правовое регулирование как осуществляемое при помощи системы правовых средств результативное, нормативно-организационное воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения, охраны, развития в соответствии с общественными потребностями.

Из сказанного можно сделать вывод, что понятие механизма правового регулирования позволяет:

– не только собрать вместе явления правовой действительности (нормы, правоотношения, юридические акты и др.), участвующие в правовом воздействии, и обжаловать их как целостность, но и представить их в работающем, воздействующем системном виде, что характеризует результативность правового регулирования;

– высветить в связи с этим специфические функции, которые выполняют те или иные юридические явления в правовой системе, показать их связь между собой и взаимодействие.

Каждый механизм действует на своей стадии правового регулирования (правотворчества, правореализации и применения юридической ответственности) и характеризуется специфическими, только ему присущими правовыми средствами.

Страницы: 1 2 3

    Смотрите также

    Конституционный статус Президента Российской Федерации
    Институт президентства в Российской Федерации является достаточно молодым в сравнении, например, со многими западными странами, и имеет существенные отличия. Они выражаются в конституцио ...

    Тoлкoвaние нoрм прaвa
    Эффективнoсть прaвoвoй пoлитики гoсудaрствa невoзмoжнo oбеспечить тoлькo путем устaнoвления нa нoрмaтивнoм урoвне неoбхoдимых юридических средств и мехaнизмoв. Свoих целей прoцесс прaвoвoгo ...

    Регулирование трудовых отношений посредством трудового договора в Российской Федерации
    За последние годы с переходом России к рыночным отношениям, политические, социальные и экономические преобразования привели к существенным изменениям, регулируемым трудовым законодательством ...