Понятие гражданской юрисдикции
Материалы / Основы гражданского процесса / Понятие гражданской юрисдикции
Страница 1

Согласно Конституции Украины правосудие в Украине осуществляется исключительно судами. Юрисдикция судов распространяется на все правоотношения, возникающие в государстве (ст. 124 Конституции).

Это означает, что суды призваны осуществлять правосудие по делам, вытекающим из гражданских, хозяйственных, административных и др. правоотношений в целях защиты прав, законных интересов физических и юридических лиц.

Основополагающими принципами построения судебной системы в Украине являются принципы территориальности и специализации, которые предназначены разграничить компетенцию судов общей юрисдикции (местных, хозяйственных, административных).

Юрисдикция употребляется в двух смыслах:

а) как предпосылка права на обращение в суд;

б) как правовой институт, т. е. совокупность юридических норм, определяющих деятельность компетентных органов по разрешению правовых вопросов, возникающих в сфере применения права.

Таким образом, юрисдикция

– это компетенция судов, а также юрисдикционных органов (нотариата, регистрации актов гражданского состояния и др.) по рассмотрению и разрешению споров и правовых вопросов.

В свою очередь разграничение компетенции по разрешению правовых вопросов и споров о праве между судебными органами в системе судов общей юрисдикции называется юрисдикцией судов.

Юрисдикции гражданских дел посвящена глава 2 ГПК – «Гражданская юрисдикция», содержащая нормы, регулирующие деятельность судов, направленную на осуществление правосудия по гражданским делам.

Гражданскую юрисдикцию

можно определить как компетенцию судов по рассмотрению и разрешению гражданских дел.

На разграничение компетенции между судами общей юрисдикции оказывают влияние объективные и субъективные факторы.

В качестве объективных факторов выдвигаются «свойство дела», «характер правоотношений».

К числу субъективных факторов можно отнести субъектный состав правоотношений, нравственные мотивы и т. д.

В науке гражданского процесса применяются следующие критерии, определяющие юрисдикцию:

– наличие спора о праве;

– субъектный состав спорных правоотношений;

– характер правоотношений;

– содержание спора;

– юридический интерес.

Неотъемлемым признаком «спора о праве» является наличие спора противодействующих сторон. Этот критерий не позволяет объяснить гражданскую юрисдикцию относительно дел приказного и особого производства, а также разграничить компетенцию судов общей юрисдикции, поскольку в их компетенцию входит разрешение правовых споров.

Не всегда можно разграничить компетенцию судов по субъектному составу, поскольку субъектами правоотношений являются физические и юридические лица, которые могут обращаться за защитой своих прав и интересов в местные суды (районные, городские) и в специализированные суды (хозяйственные, административные).

Этот критерий позволяет разграничить гражданскую, административную и уголовную юрисдикцию, но не разграничивает юрисдикцию местных, хозяйственных и третейских судов, так как спорные материальные правоотношения в этих судах характеризуются равенством сторон.

На сегодняшний день при определении юрисдикции суда основным является не субъектный критерий, как считалось ранее, а критерий содержание спора. Именно этот критерий соответствует конституционному принципу территориальности и специализации в построении судебной системы, и на его основе происходит разграничение компетенций между судами общей юрисдикции.

В порядке гражданского судопроизводства в соответствии со ст. 15 ГПК суды рассматривают дела о защите нарушенных, непризнанных или оспариваемых прав, свобод или интересов, возникающих из гражданских, жилищных, земельных, семейных, трудовых и других правоотношений.

В компетенцию хозяйственных судов входит рассмотрение дел, по спорам, возникающим при заключении, изменении, расторжении и выполнении хозяйственных договоров; спорам о банкротстве и др. (ст. 12 ХПК). Административные суды рассматривают дела административной юрисдикции – споры: по поводу решений, действий или бездействия субъектов властных полномочий; по правоотношениям с избирательным процессом и процессом референдума и др. (ст. 17 КАС).

Страницы: 1 2

    Смотрите также

    Заключение эксперта, его структура, оценка и использование в процессе доказывания
    Судебная реформа, результатом которой стало принятие органами государственной власти ряда нормативных правовых актов в области судопроизводства, в том числе Уголовно-процессуального кодекса ...

    Судебная власть в Российской Федерации
    Важнейшими инструментариями обеспечения конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина в условиях формирования в России гражданского общества является судебная власть. Одна из ...

    Определение зависимости хозяйственных обществ для целей антимонопольного и налогового законодательства
    Развитие экономических отношений повлияло на увеличение интереса среди граждан к активному участию в предпринимательской деятельности. Создавая организации, участники приобретают права и о ...