История отечественного государства и права
Материалы / История отечественного государства и права
Страница 93

Церковная власть имела свою собственную юстицию. Верховным церковным судом была дикастерия, которой руководил католикос. В епархиях судили епископы, а в монастырях - настоятели.

Судебный процесс в основном был обвинительным, хотя в нем с течением времени усиливаются и элементы розыска, в частности активизируется роль судьи.

Правила разбора уголовных и гражданских дел не были отграничены друг от друга.

Были разработаны специальные правила рассмотрения жалоб, а также правила утверждения приговора и решений и их исполнения. В качестве доказательств применялись признание стороны, присяга, показания свидетелей и документы. Существовала также экспертиза по делам об убийстве, телесных повреждениях и при решении споров по договору подряда.

Государственность в Азербайджане. Вскоре после освобождения от монгольского ига Азербайджан входит в империю Тимура, а затем захватывается Золотой Ордой. Свободным остается только Ширван. В начале XV в. на территории Азербайджана формируются два государства - Кара-Коюнлу и Ак-Коюнлу.

К началу XVI в. значительная часть Азербайджана находилась под владычеством иранской династии Сефевидов, которая в первой половине XVI в. подчинила и возглавлявший борьбу за независимость Ширван. Так закончилось в середине XVI в. вхождение всего Азербайджана в состав Персии. В том же веке в борьбу за Азербайджан включается Турция, но в XVII - XVIII вв. господство оккупантов слабеет, в силу чего создаются условия для восстановления азербайджанской государственности. Формируется до 15 номинально независимых ханств. В этот период под главенством Урумского ханства предпринимается попытка объединения всей страны, но она заканчивается неудачей.

В конце XVIII в. Персия вновь пытается укрепить здесь свои позиции, но терпит поражение. С этого времени азербайджанские ханства берут курс на сближение с Россией, и в 20-е годы XIX в. происходит присоединение последних территорий Азербайджана к России.

Общественный строй. В XIV-XIX вв. развитие общественного строя в Азербайджане в большой мере зависит от внешних нашествий, хотя в разных районах влияние оккупантов сказывается по-разному. Характерно то, что развитие здесь феодализма не устраняет существовавших до сих пор и родовых отношений.

Под влиянием восточных деспотий в Азербайджане сложилась государственная собственность на землю, на базе которой строилась вся феодальная иерархия. Феодалы делились на 4 группы: первую составляла аристократическая светская верхушка, во вторую входила верхушка шиитского духовенства, в третью - верхушка чиновничества, в четвертую - другие феодалы. Крестьяне также подразделялись на группы. Одну из них составляла крестьянская верхушка, занимающаяся торговлей и привлекаемая на должности мелких администраторов. Во вторую группу входили свободные крестьяне - арендаторы, в третью - основная масса крестьян, лишенных права перехода и несущих до 40 повинностей в пользу феодала.

В Азербайджане сохранились и рабы, правда, рабство было преимущественно патриархальным.

Горожане в Азербайджане не имели городских вольностей, в том числе и самоуправления.

Государственный строй. Азербайджанские ханства в данный период находились в вассальной зависимости от Персии или Турции. Во главе каждого из них стоял хан или паша. Согласно принципам, характерным для мусульманских государств, как в центре, так и на местах не существует какого-либо органа, ограничивающего высшую власть. Ханства делились на магалы во главе с бегами, должность которых была наследственной. Селами управляли так называемые юзбаши. Они чаще всего исполняли функции полицейского характера.

Хан имел собственную армию, укомплектованную представителями различных социальных слоев, существовал и специальный социальный слой маафи, из которого формировалась полиция.

Право. Как и во всех мусульманских государствах, в Азербайджане действовали традиционные источники шариата. Кроме того, местные правители издавали свои законы - фирманы. Сохранялось и обычное право. Мусульманская религия стремилась нивелировать этнические различия, установить единые нормы для всех народов, входящих в государство.

Обязательственное право регламентировало договоры мены, займа и др. Уголовное право предусматривало ответственность за преступления против государства, религии, личности и т.д. Судебные функции в основном осуществляли духовные лица - кадии. Процесс имел обвинительный характер, предварительного расследования не существовало, по одним и тем же правилам производилось рассмотрение гражданских и уголовных дел. Доказательствами служили присяга, показания свидетелей, признание стороны.

Страницы: 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98

    Смотрите также

    Правонарушения и юридическая ответственность
    Хатина Наталия Владимировна, группа ЮРСП-2010. Курсовая работа. Правонарушение и юридическая ответственность. В данной работе понятие правонарушения рассматривается как волевое противопр ...

    Уголовное преследование
    Почти в течение полувека в науке советского уголовно-процессуального права уголовное преследование существовало только как теоретическая конструкция, ибо законодательных регламентаций на сей ...

    Правоспособность и дееспособность
    С 1 февраля 2003 года введен в действие новый Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации. С этого же дня прекратил действие ГПК РСФСР 1964 года, действовавший без малого 40 лет. ...