Источники железнодорожного праваМатериалы / Железнодорожное право как специальная отрасль права / Источники железнодорожного праваСтраница 1
Под источником железнодорожного права понимают обычно «ту юридическую форму, в которой выражается правотворческая деятельность государства и с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения».
[7]В составе железнодорожного законодательства различают следующие основные источники права: законы, указы Президента Российской Федерации, подзаконные нормативные акты. К источникам транспортного права также относятся санкционированные обычаи, постановления пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Определяющее положение по отношению ко всем другим законам занимает Конституция Российской Федерации - Основной Закон нашего государства. Конституция является источником железнодорожного права, выступая в качестве юридической базы его развития. В то же время Конституция содержит нормы, имеющие непосредственное отношение к железнодорожному транспорту.
Конституция Российской Федерации (ст. 71) относит управление федеральным транспортом, путями сообщения к ведению Российской Федерации. Это положение является основополагающим при правовом регулировании деятельности транспорта. [8]
Важный источник железнодорожного права - это Гражданский кодекс Российской Федерации, который сконцентрировал в отдельной главе (гл. 40) нормы, регулирующие основные положения по перевозкам: о договоре перевозки грузов и пассажиров, перевозке транспортом общего пользования, подаче транспортных средств, погрузке и выгрузке груза, ответственности перевозчика, претензиях и исках и т.д.
Источником железнодорожного права являются Федеральный закон от 10.01.2003 N 17-ФЗ (ред. от 08.11.2007) "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации 2003 г. (УЖТ). Особенностью УЖТ является то, что основные положения в нём регулируются нормами, установленными Гражданским кодексом Российской Федерации (гл. 40).
К числу источников железнодорожного права относятся указы Президента Российской Федерации, регулирующие наиболее важные и конкретные сферы железнодорожно - транспортных отношений. Например, Указ Президента Российской Федерации от 16 мая 1996 г. N 732 "О дальнейшем развитии железнодорожного транспорта Российской Федерации".
Источниками железнодорожного права являются также подзаконные акты, которые можно разделить на две группы: 1) постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации и 2) инструкции, постановления и правила, исходящие от министерств и ведомств. Например, постановление Правительства Российской Федерации от 20 июня 1992 г. N 411 "О государственной поддержке функционирования транспорта в Российской Федерации в 1992 году," постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 г. N 184*(22) "О мерах по обеспечению сохранности перевозимых грузов и усилению борьбы с хищениями на транспорте".[9]
Министерству транспорта Российской Федерации предоставлено право согласовывать, утверждать в установленном порядке и издавать обязательные для исполнения всеми юридическими и физическими лицами, действующими в транспортном комплексе, правила, руководства, положения, стандарты, нормы, инструкции и другие нормативные акты, в том числе межведомственного характера, по вопросам, отнесенным к его компетенции, и давать по ним разъяснения.
Смотрите также
Ответственность государств за международные правонарушения
Международно-правовая ответственность
государств - один из основополагающих и старейших институтов международного
права. Одним из руководящих в современном международном праве является принц ...
Защита прав и законных интересов беженцев в международном праве
Право человека на защиту от пыток и иного жестокого,
бесчеловечного, унижающего достоинство обращения закреплено в большинстве
международных нормативных актах, в частности защита предусмотре ...
Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде
«Каждый имеет право на труд, что включает возможность зарабатывать себе
на жизнь трудом, который он свободно избирает или на который свободно соглашается.
Государство создает условия для ...