Свобода конкуренции в РФ как экономическая основа конституционного строя
Материалы / Экономическая основа конституционного строя / Свобода конкуренции в РФ как экономическая основа конституционного строя
Страница 1

Поддержка конкуренции состоит в определении организационных и правовых основ предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, в обеспечении условий для создания и эффективного функционирования товарных и других рынков.

Законодательную базу поддержки конкуренции составляют законы о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках, о защите прав потребителей, о рынке ценных бумаг, о банках и банковской деятельности и другие законодательные акты Российской Федерации.

Одной из основных категорий российского антимонопольного законодательства является конкуренция. Для ее поддержки государство предусматривает комплекс различных правовых средств: запрещение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, создание условий для рыночной состязательности и т.д.

Однако сама конкуренция как объект правовой регламентации трактуется в нормативных актах, юридической и экономической литературе достаточно многозначно и неопределенно. Так, ее называют соперничеством между людьми, основным механизмом осуществления товарно-денежной взаимосвязи между производителями, свойством, чертой, атрибутом рынка, элементом хозяйственного механизма, главным двигателем общественного прогресса и т.д.

Учитывая все многообразие подобных характеристик, следует выяснить, что такое конкуренция в экономическом смысле и каковы правовые формы ее реализации.

В переводе с латинского термин "конкуренция" означает "сталкиваться", "сбегаться". Поэтому наиболее часто встречающиеся определения характеризуют конкуренцию как соперничество, состязательность между участниками рынка за достижение результатов на каком-либо поприще, за лучшие, экономически более выгодные условия производства, купли и продажи товаров и услуг.

Сходные по смыслу определения содержались в работах некоторых русских дореволюционных авторов. Например, И.Конрад трактовал конкуренцию как "свободное соперничество многих лиц в меновых сношениях и в хозяйственной деятельности вообще".

В литературе советского периода традиционное определение конкуренции давалось с негативным оттенком, подчеркивающим непримиримое (агрессивное) поведение соперников. В частности, она определялась как "свойственная товарному производству, основанному на частной собственности на средства производства, антагонистическая борьба между частными производителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров .".

В российское законодательство понятие "конкуренция" было впервые введено Законом РФ от 22 марта 1991 года "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (действует в редакции Федерального закона от 6 мая 1998 года. Далее - Закон о конкуренции). Согласно абз.6 ст.4 этого Закона под конкуренцией понимается состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Указанные определения конкуренции (включая законодательное) характеризуют последнюю как экономическую категорию. В них содержится указание на два основных значения конкуренции: с объективной стороны - как состояние рынка и с субъективной - как отношения состязательности, содержание которых составляют конкурентные действия хозяйствующих субъектов.

С объективной стороны конкуренция представляет собой особую ситуацию на рынке (структуру рынка), при которой отдельные субъекты предпринимательства не могут оказывать решающего воздействия на общие условия обращения товаров (работ, услуг) на данном рынке. Общими условиями обращения товара являются спрос, предложение и рыночная цена. Определения этих экономических понятий содержатся в российских нормативно-правовых актах антимонопольной направленности.

В частности, спрос характеризуется как предельное (максимальное) количество товара, которое покупатели (потребители) могут приобрести на рынке при данной цене. Закон спроса состоит в том, что платежеспособный спрос на товар растет с уменьшением его цены и сокращается при ее росте. Под предложением понимается предельное (максимальное) количество товара, которое производители (продавцы) выставят на рынок для продажи при данной цене. Закон предложения заключается в том, что последнее растет с увеличением цены товара и сокращается при ее уменьшении. Рыночная (равновесная) цена - это цена, которая одновременно устраивает и продавцов, и покупателей и определяется их свободным волеизъявлением под влиянием спроса и предложения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

    Смотрите также

    Совершенствование управлением муниципальным дорожным строительством и содержанием дорог местного значения в Курской области
    Современный мир многолик и многообразен, и порой, время бежит впереди наших дел. С невероятной скоростью в мире появляются новые модели машин , которые ездят намного быстрее , потребляют нам ...

    Понятие и основы местного самоуправления
    Территория любого государства (кроме «карликовых государств» — Науру, Тувалу и др., где на мелких островах проживают иногда лишь 7—10 тыс. человек) разделена на административные единицы. Он ...

    Структура нормы права
    Юридическая норма, будучи исходной единицей (элементом) системы права, в свою очередь также представляет собой систему (мини-систему), в которой могут быть найдены свои элементы и свои связи между ...